Ивангород. По городу

Опубликовано 16 октября 2019 года

Посмотрев в прошлой части мощную Ивангородскую крепость, которая стоит прямо у берега реки Наровы, и с которой отлично виден эстонский город Нарва на другом её берегу, теперь посмотрим Ивангород за пределами крепости. Город маленький — всего 10 тысяч жителей. Интересного в нём не так много, но зато есть необычная Парусинка — мрачный и атмосферный рабочий район к югу от центра. Ну и, конечно, виды на соседнюю страну на другом берегу реки дополняют в Ивангороде местами и пейзаж просто городских улиц.

2. Фото одного из городских дворов Ивангорода, рядом с Кингисеппским шоссе. И снова: можно ли, не зная о том, где сделан этот кадр, догадаться, что на нём видны две разных страны? А это именно так: стены домов на переднем плане — это Россия, а вон та многоэтажная "свечка" вдалеке — это уже Эстония. В нарвском пейзаже эта многоэтажка, кстати, довольно узнаваема.

3. Городской дом культуры. Скромная послевоенная сталинка.

4. В сторону крепости и границы с Эстонией смотрят вот такие пятиэтажки с необычной планировкой. Это серия Э-32-60, производившаяся Колпинским ДСК. Точно такие же есть и в Кингисеппе. В этих домах люди живут с видом на две крепости и Нарву.

5. Рядом тут есть камень в память ополченцев и мирных жителей, погибших в войне на Донбассе. Это необычно. Памятники, связанные с этой войной, в России, само собой, очень редко встречаются, и только в небольших населённых пунктах.

6. Вид с задворок Ивангорода на Нарву. Вроде и смотрится уже не так эффектно, как соседство двух крепостей, но всё равно сильно впечатляет. Опять-таки, не подумаешь, что тут видны две разных страны.

7. Осью центра Ивангорода служит перпендикулярная Кингисеппскому шоссе улица Гагарина. Она довольно зелёная, застроена в основном небольшими сталинками. Облик города весьма скромный, что объясняется как тем, что после утраты крепостью военного значения город пришёл в упадок (это произошло в XVIII веке, когда, после Северной войны, Прибалтика стала частью России), так и тем, что город сильно пострадал во время боёв в Великую Отечественную войну.

Собственно, в XVIII веке Ивангород достаточно надолго и вовсе перестал быть отдельным городом, став заречным районом Нарвы — исторически враждовавшие города, оказавшись в составе одной страны, объединились в одно целое. Нарва входила в состав Санкт-Петербургской губернии (а Эстляндская начиналась уже от её западного края), причём большую часть времени была заштатным городом в составе Ямбургского уезда (центр его Ямбург — это сегодняшний Кингисепп). Ивангород и сейчас входит в состав Кингисеппского района.

8. Один из немногих дореволюционных домов, сохранившихся в городе:

После революции Ивангород (или, по-эстонски, Яанилинн) оказался в составе независимой Эстонии — граница тогда прошла чуть восточнее, чем сейчас. И он оставался по-прежнему частью Нарвы. А после присоединения Прибалтики, уже в 1944 году, границу РСФСР и Эстонской ССР изменили, проведя по Нарове, а Ивангород восстановили в статусе отдельного города. Вместе с ним в РСФСР тогда же передали и Печорский район Псковской области. Поэтому в 1991 году Эстония вновь стала независимой уже в меньших границах, а поскольку советский период там трактуется как оккупация, то и претендовала на эти территории до 2011 года, когда, подписав договор о границе с Россией, всё-таки признала их российскими. При этом, в отличие от Печор, заметных архитектурных следов Эстонии межвоенного периода в Ивангороде нет.

9. Поэтому снова сталинки:

10. С довольно симпатичным декором:

11. Вездесущая Пятёрочка:

В советское время, впрочем, Ивангород оставался фактически пригородом более крупной и индустриально развитой Нарвы. Многие местные жители каждый день ходили пешком на работу через мост в соседнюю тогда ещё союзную республику. Да и не только на работу, а даже просто за покупками — снабжение в прибалтийских республиках было значительно лучше, в Нарву с этой целью ездили и из Ленинграда.

12. Ещё один дореволюционный домик и пристроенный к нему советский:

А исторической коллизией с принадлежностью Ивангорода первой Эстонской Республике пользуются некоторые коренные местные жители, у которых родители или бабушки с дедушками родились здесь в этот период, что даёт им возможность получить эстонское гражданство. В результате некоторые ивангородцы живут с двумя паспортами. А вот в Нарве, где подавляющее большинство населения составляют русские, примерно пятая часть из них — неграждане, так как русские в Нарву в основном приезжали в советское время.

13. Кубическая пятиэтажка:

14. Потом я перешёл железную дорогу по переезду. За ней стоит завод жгутов электропроводки. Одно из основных местных предприятий.

Кроме ещё пары небольших предприятий, железной дороги, ну и, конечно, пограничных и таможенных органов, многие местные жители, насколько я знаю, работают в более крупном Кингисеппе, в том числе, на химическом комбинате "Фосфорит", который находится на пути между двумя городами.

15. Памятник Воинам-Интернационалистам напротив завода:

16. Потом улица Гагарина изгибается и выводит на мост через подводящий канал Нарвской ГЭС. Сама электростанция тут тоже видна, со стороны верхнего бьефа. С другой стороны я её видел издалека, с крепостной стены. На её фоне можно разглядеть железнодорожный мост. Выходит, кстати, что на время строительства ГЭС движение по ЖД, скорее всего, приходилось прервать.

Электростанцию построили в начале 1950-х, запустив в работу в 1955 году. Главным её предназначением было энергоснабжение открывшегося в тот же год Ленинградского метро, в котором, что интересно, одна из станций первого пускового участка носит название "Нарвская".

17. Набережная канала с очень интересными фонарными столбами:

18. Одна такая же звезда сохранилась на мосту через канал:

Подводящий канал соединяет ГЭС с Нарвским водохранилищем, в обход участка старого русла реки, образовывая небольшой искусственный остров, на котором находится обособленный от остального города район Парусинка, куда я сейчас и иду.

19. Парусинка начинается вот так. Зелень, тишина. Справа находится городская больница.

20. Отмечает начало Парусинки вот это общежитие — типовая девятиэтажка 80-й серии.

Парусинка — это рабочий район, выросший в XIX веке при льнопрядильной (отсюда и название) мануфактуре, которую основал в 1850-е годы барон Александр фон Штиглиц — один из крупнейших российских промышленников и благотворителей, оставивший свой след и в Петербурге (в виде, например, основанной на его средства художественной академии в Соляном переулке). Здесь тогда возник целый комплекс ткацких фабрик, но вторая, более крупная его часть в виде Кренгольмской мануфактуры появилась на левом берегу Наровы, а потому ныне находится в Эстонии. После распада СССР текстильное производство по обе стороны границы почти умерло, так что и Парусинка пребывает ныне в упадке. Правда, будучи в Нарве, я, к сожалению, так и не дошёл до Кренгольма, который напротив неё находится.

21. И если в центре Ивангорода заметных дореволюционных зданий почти нет, то в Парусинке есть интересный ансабмль фабричной слободки конца XIX века. Выглядит всё достаточно добротно. На мануфактуре фон Штиглица, кстати, и условия работы были одними из лучших во всей России.

22.

23. За ними идут сталинки — более солидные, чем в центре города, но при этом обшарпанные. Улица называется Льнопрядильная.

24. Дворы. Где-то сушится бельё, где-то играют дети. Но к сожалению, в целом здесь ощущается атмосфера упадка и запустения, по нынешним меркам, уже удивительная. Мне тут порой казалось, что я перенёсся лет так на 15-20 назад. И в общей атмосфере, и в деталях может показаться, что тут ещё конец девяностых.

25. Остатки советской инфраструктуры только усиливают это чувство:

26.

27. И коты тут такие, потрёпанные:

28.

29. А вот даже заброшенный дом попался. И брошенная машина на его фоне. Причём совсем не старая машина.

30. Но самая впечатляющая часть Парусинки — вот этот комплекс из шести сталинских домов, построенных в 1946 году. Дома в пять этажей, арки и даже шпиль! Ещё удивительнее, что всё это — в маленьком, даже не районном городе.

31. Ну и впечатляет — уже, увы, не в лучшем смысле, запущенное состояние этих домов. И в целом атмосфера у Парусинки довольно мрачная, хотя и какого-то маргинального контингента я тут особо не встречал. Но могу сказать, что настолько колоритные районы я вообще мало где видел.

32.

33. Улица Текстильщиков:

34. Мемориальная доска в честь местной революционерки, выполненная на эстонском и русском языках. Я из-за этого подумал было, что она из того короткого периода, когда Ивангород был в составе Эстонской уже ССР, но это было в 1940-44 годах, а дом построен в 1946.

35. Красота!

36. Эти дома выходят прямо к берегу старого русла Наровы, почти высохшего из-за постройки деривационного канала ГЭС. И по этому старому руслу проходит граница. Так что я стою сейчас прямо на самом краю России, а другой берег, который виден слева, — Эстония и Евросоюз. И прямо у этой границы — жилые дома, бабушки на скамейках, дети в песочнице…

37. И рядом со всей этой жизнью — пограничные столбы, колючая проволока и камеры. Удивительное соседство. Вдалеке, кстати, видна часть водосбросной плотины, которую периодически открывают, наполняя старое русло водой. Плотина пополам разделена между двумя государствами.

38. Но большую часть времени русло представляет собой вот такой каньон с каменистым дном. Обратите внимание на изменение его уровня: до отвода воды и обмеления старого русла здесь был довольно зрелищный Нарвский водопад. Впрочем, во время водосброса он вновь ненадолго оживает. Чаще всего воду сбрасывают, скорее всего, весной.

39. На другом берегу, уже в Эстонии, стоят старые корпуса Кренгольмской мануфактуры. Фабрики там уже не действуют.

40. Чуть дальше по старому руслу видны остатки пешеходного подвесного моста, а за ним ещё один, крытый пешеходный мост — это пешеходный пограничный переход, где пересекать границу могут только граждане России и Эстонии (и неграждане Эстонии). До недавнего времени там пропускали только без вещей, но сейчас, вроде, этого ограничения уже нет, и нельзя только проносить декларируемые товары.

41. А это уже Россия. Собственно, это и есть бывшая льнопрядильная фабрика, основанная бароном фон Штиглицем. Сейчас эти корпуса почти заброшены, хотя, вроде, производство пряжи и верёвок там ещё теплится в части помещений.

42. Ещё одно впечатляющее, и тоже заброшенное здание — бывший фабричный газгольдер, в советское время переоборудованный в столовую.

43. Советская скульптура девушки-прядильщицы:

44. Слева виден ещё один дореволюционный дом:

45. А это бывший фабричный склад:

В общем, Парусинка очень колоритна, но, к сожалению, и запустение тут удручающее. Вдвойне обидно от того, что такая картина наблюдается в пограничном с Евросоюзом городе, который, вроде как, должен быть лицом России, особенно если учесть, что разруха тут и по российским меркам редкая и отнюдь не типичная, и что в 23 километрах вглубь России есть вполне ухоженный и цивильный Кингисепп, который в целом выглядит не хуже Нарвы. В общем, дай Бог, если в будущем Парусинку приведут в порядок (хотя бы для местных жителей), но видно, что работы в этом направлении предстоит сделать много.

46.

Ещё в километре отсюда есть Свято-Троицкая церковь конца XIX века с усыпальницей семьи Штиглица, но туда я уже не пошёл. Возле заброшенного газгольдера-столовой есть небольшая площадь, а на ней — конечная остановка автобусов: часть из них внутригородские, а часть — до Кингисеппа. Я вскоре дождался там автобуса и поехал обратно, той же дорогой, в центр города — чтобы оттуда уже идти пешком в Нарву.

47. Снова уже знакомый мне вид с Кингисеппского шоссе — две крепости в двух странах. А там, между ними, течёт река.

48. Ну а дальше меня ждало вот что:

Вдоль забора погранперехода иду в сторону реки к пешеходному пограничному терминалу. Суббота, времени уже почти час дня, так что и народу было немало. В очередь на границе с российской стороны я простоял около часа. Дальше пешком по мосту, который я уже видел с крепостных стен. В Эстонию стоять, кстати, пришлось заметно меньше — всего минут 15 (там больше окошек работало). Ну а дальше меня ждала Нарва. Об эстонском городе, пограничном с Россией, я и расскажу дальше — про старинный замок, и про сам город.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030