Хельсинки. Часть 2

Опубликовано 10 декабря 2019 года

В первой части я показал самые центральные улицы Хельсинки, также немного описав особенности города в общих чертах. Теперь продолжим осмотр исторического центра финской столицы уже в южной его части, где большинство улиц довольно тихи и немноголюдны. В этой части — северный модерн, золотая осень и берег Финского залива.

2. Как уже говорилось, Хельсинки, в сравнении с Петербургом, значительно лучше ориентирован на морской берег. К берегу Южной гавани выходит Рыночная площадь, от пристани у которой отправляются паромы в Свеаборг и экскурсионные теплоходы. На этом фото виден остров Катаянокка (он разделяет Южную гавань и Северную), и уже знакомый Успенский православный собор.

3. А тут виден Николаевский лютеранский собор на Сенатской площади:

4. Бывший крытый рынок (1888 год). Сейчас там магазины.

5. А чуть южнее находятся морские пассажирские терминалы, у которых стоят огромные паромы. Основные направления у них — Таллин, Аландские острова, Стокгольм, в меньшей степени — Петербург и Рига. Но мой паром в Таллин отправлялся не отсюда, а из Западного терминала.

6. Паромы эти перевозят, помимо пассажиров, и автомобили, в том числе и фуры, которые тут всегда в большом количестве стоят на стоянке. А по набережной мне навстречу шли пассажиры паромов с рюкзаками и чемоданами.

7. На запад от Рыночной площади уходит Эспланада, то есть широкий бульвар. На фото — памятник финскому поэту XIX века Йохану Людвигу Рунебергу. По национальности он, как явствует из фамилии, был шведом, и писал на шведском языке, но большая часть его творчества посвящена финскому народу. В частности, он автор текста современного гимна Финляндии (то есть оригинальный текст гимна на шведском языке, а не на финском). Кроме того, Рунеберг переводил на шведский язык русских поэтов (в том числе, Пушкина и Жуковского).

8. Интересное здание банка конца XIX века:

9. Эспланада вечером:

10. Улица Клуувинкату. Там — небольшой деловой центр Хельсинки, через который как раз проходит показанная в первой части Александровская улица. И там же, как мне показалось, наиболее людные и оживлённые места в городе.

11. Ну а я сворачиваю в другую сторону. Как я уже говорил, историческая застройка в Хельсинки сильно напоминает Петербург. Это наследие эпохи Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, когда Гельсингфорс, став в 1812 году его столицей (через три года после присоединения к России), до этого будучи много лет провинциальным городом с исключительно деревянной застройкой, достиг небывалого развития. До этого, при шведах, столицей Финляндии был Або (Турку), расположенный в 150 километрах западнее Хельсинки. Перенесли столицу, видимо, для большей близости к Петербургу и отдаления от открытой Балтики (а Швеции, напротив, удобнее был Або, более близкий к Стокгольму).

12. Площадь Касарминтори (Казарменная), на заднем плане видно здание гвардейских казарм XIX века, где сейчас находится Министерство обороны Финляндии; по этим же казармам исторический район называется Каартинкаупунки, что значит "Гвардейский город". А на переднем плане стоит очередной очень странный постмодернистский монумент, поставленный два года назад, и посвящённый, как оказалось… Зимней войне (она же Советско-финская война). Я сначала принял его за что-то связанное с инопланетянами (расположение возле Минобороны, кстати, этому не противоречит), но точно не с войной.

13. Догадаться об этом можно только по многочисленным фотографиям, висящим внутри этого шара, куда можно заглянуть через "иллюминаторы".

14. Запечатлел своё отражение в шаре:

15. Идём дальше. Местами легко ощутить себя как будто где-то на Васильевском острове. Впрочем, местами мне вспоминался не только Питер, но и другие русские губернские города — Нижний Новгород, Самара, Иркутск.

16.

17. Немецкая кирха 1864 года постройки. В то время в Гельсингфорсе была небольшая немецкая община (около 2% населения).

18. Детали фасадов:

19. И медведи тоже есть! Это уже северный модерн.

20.

21. Здание бывшей школы в неоготическом стиле (1894 год), которое ныне занимает музей дизайна.

22. Памятник Захариусу Топелиусу — ещё одному видному финскому писателю и поэту XIX века (опять же, он был шведом и писал на шведском). Он также был фольклористом и сказочником (поэтому его и изобразили вместе с детьми) и собирал финский и саамский фольклор. Поскольку в то время большинство образованных людей в Финляндии составляли шведы, то и этнографией и финским фольклором тоже занимались преимущественно они — как и, например, Элиас Лённрот, написавший "Калевалу" на основе записанных им карельских рун.

23. Дом 1888 года:

24. Кирха святого Иоанна, построенная в 1893 году. Тоже неоготика.

25. Крыши и шпили. Сочетание разных стилей.

26.

27. Этот район называется Улланлинна. Застройка — преимущественно северный модерн начала XX века, с национальными финскими особенностями. Этот стиль широко распространён также и в Выборге.

28. Северный модерн — тоже важная деталь облика Хельсинки. В этом стиле здесь творили такие архитекторы, как Элиэль Сааринен, Ларс Сонк, Армас Линдгрен, Герман Гезеллиус. Все эти имена знакомы в том числе и по истории архитектуры Выборга, Сортавалы и ещё некоторых мест, ныне расположенных в России.

29.

30.

31. Ну а вот и снова Финский залив. Здесь небольшая заводь, прикрытая скалистыми островками.

32. Остров Уунисаари (Печной) с какой-то дореволюционной кирпичной постройкой:

33. И компас из плитки на набережной:

34. У набережной — стоянка катеров и яхт:

35. А рядом находится парк Кайвопуйсто (в переводе — "Колодезный парк"), особенно красивый осенью. В Хельсинки я был 20-22 октября, и, как видно, в те дни город ещё был полон красок золотой осени, тогда как в Питере большинство деревьев тогда уже сбросило листву. Хоть и расстояние небольшое, и широта та же, но в это время года большая близость к согревающей открытой Балтике здесь заметна. Зима в Хельсинки тоже в среднем наступает позже, чем в Петербурге, но по температурам от питерской почти не отличается.

36. Так что золотую осень я ещё успел догнать и напоследок ей полюбоваться.

37. Деревья и гранит. Местами в пейзаже Хельсинки (как и в Выборге) проступают гранитные скалы — точно такие же, как в Карелии и на Карельском перешейке. Это всё один Балтийский щит.

38. Маленькая башенка на скалистом холме — обсерватория "Ursa", построенная в 1926 году. Название означает "Медведица" на латыни (видимо, в честь одноимённых созвездий).

39. Со скалы открывается отличный вид на Финский залив. Так даже и не подумаешь, что фото сделано в большом городе.

40. В осенней балтийской хмари виднеются островки с какими-то постройками. Берега у них — скалистые гладкие "бараньи лбы", какие в большом количестве можно увидеть и на Ладоге, и на Белом море.

41. Минимализм:

42. Виден и Свеаборг. Но о нём я ещё расскажу отдельно.

43. А вот это фото я бы озаглавил как "Весь Хельсинки в одном кадре".

44. В западной стороне видны портовые и промышленные постройки.

45. А вот так эти места выглядят вблизи — это я снял с борта своего парома в Таллин, который отправлялся из Западного терминала (на переднем плане как раз видна трамвайная конечная "Западный терминал"). Слева вдалеке видна судоверфь.

46. И снова скалистый осенний парк:

47. В северной стороне парка находится костёл святого Генриха, построенный в 1860 году. Когда-то в Финляндии (которая тогда была в составе Швеции) католицизм был основной конфессией, но потом пришла Реформация и лютеранство. А нынешняя немногочисленная католическая община наполовину состоит из выходцев из других стран (в основном, как нетрудно догадаться, поляков).

48. И закончу я пока что гранитным медведем, ловящим рыбу. К медведям финны неровно дышат. Они у них всюду. И это хорошо.

Пока что на этом прервёмся. В следующий раз посмотрим районы севернее и восточнее центра. В том числе, районы с типовой архитектурой.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030