Хельсинки. Часть 1

Опубликовано 7 декабря 2019 года

В конце октября я посетил Хельсинки, совместив его в одной поездке с Таллином. Финская столица расположена всего в трёхстах километрах от Петербурга, на берегу всё того же Финского залива Балтийского моря. Граница с Финляндией ­— и того ближе, но возле неё стоят города поменьше, вроде Лаппеэнранты. Мой рассказ про Хельсинки будет из нескольких частей, и в первой я постараюсь описать колорит города, а также покажу его центр — наиболее старую часть города, с множеством памятников имперского Гельсингфорса. Начнём от вокзала — и дальше к Торговой площади на берегу залива.

Сначала немного о дороге туда. Из Питера в Хельсинки я ехал на скоростном поезде "Аллегро", который преодолевает весь путь всего за три с половиной часа: в 6-40 я уехал из Питера с Финляндского вокзала, а в 10-10 уже вышел на вокзале Хельсинки, тогда как на автобусе ехать приходится часов пять-шесть. Поезд идёт быстро, и, к тому же, не стоит долго на границе — пограничный контроль с обеих сторон проводится прямо на ходу, что сильно экономит время. Меня, кстати, удивило то, что в российском пограничном штампе написано "Санкт-Петербург" — я думал, что будет "Выборг".

2. Фото "Аллегро" на хельсинкском вокзале. Вообще обычно он дорогой, но в низкий сезон по выходным билет в одну сторону стоит чуть больше 2 тысяч рублей (29 евро, а там от курса зависит): это всё равно дороже автобусов, но куда быстрее и комфортнее.

3. В пути, правда, я как-то совсем не снимал интерьеры поезда и пейзажи за окном. Вот разве что заснял станцию Лахти.

Что примечательно в железных дорогах Финляндии — здесь с времён Российской империи сохранилась русская колея 1524 мм (причём не уменьшенная до 1520, как в России и постсоветских странах), и это сильно облегчает железнодорожное сообщение России и Финляндии, так как поездам не нужно менять тележки. А вот сообщение с остальной Европой, напротив, это осложняет, но для Европы у Финляндии полу-островное расположение, поэтому грузоперевозки по ЖД — в основном на паромах, а единственная сухопутная линия в Швецию используется очень слабо.

4. Фото с вокзала. Обратите внимание на двухэтажный поезд слева. В Финляндии их довольно много.

5. Вокзал в Хельсинки тупиковый, как и большинство вокзалов Питера и Москвы. Часть путей под дебаркадером. Слева виден электропоезд "Штадлер", какие ходят здесь в пригородном сообщении. Вокзал и его перроны многолюдны. При этом пассажирское сообщение в Финляндии почти полностью внутреннее (но и страна по площади довольно большая).

6. Интерьер вокзала:

7. Железная дорога в столицу Финляндии пришла во второй половине XIX века: в 1863 году открылась магистраль Петербург — Выборг — Гельсингфорс, и несколько финских вокзалов на ней сохранилось и на российской территории. Но нынешний вокзал в Хельсинки построен уже в 1919 году по проекту Элиэля Сааринена (он же построил похожий вокзал в Выборге, который не сохранился).

8. Северный модерн. Здание суровое, но красивое.

9. Интерьер центрального зала. Виден выход в город, а на переднем плане — эскалаторы для спуска в метро, на станцию "Раутатиентори" (Железнодорожная площадь).

10. Один из боковых залов, занятый "Бургер кингом", с панно на тему финской природы.

Итак, оставляем позади вокзал и направляемся в город. Хельсинки, хоть и столица, но, по нашим меркам, — город не огромный (впрочем, и страна по населению небольшая), и с размеренным, как мне показалось, ритмом жизни. Живёт в нём 650 тысяч человек, но население агломерации (в которую входят города-спутники Эспоо и Вантаа) превышает миллион. Так что из 5 с половиной миллионов жителей Финляндии (во всей стране народу живёт как в одном Питере) пятая часть живёт в столичной агломерации. А кроме того, половина населения страны проживает на примерно 15% её территории. Север — он и в Европе север.

11. Что первым делом бросается в глаза на привокзальной площади в Хельсинки — много оттенков серого и тёмно-коричневого, под серым октябрьским небом 🙂 Современная финская архитектура довольно невзрачна, но и по-своему интересна.

12. А вот это уже здание 1925 года. В общих чертах, архитектура XX века и современная в Финляндии скорее западно-европейские. Как, наверное, и в целом в Скандинавии. В общем, можно сразу сказать, что пейзаж привокзальной местности как раз примерно отражает облик Хельсинки в целом.

13. Здание художественного музея 1867 года постройки. Такое легко представить и в Петербурге (да и Москве и многих других российских городах). Хельсинки местами сильно похож на Питер, и это тоже заметно с первых же шагов по привокзальной площади.

14. Напротив музея — Финский национальный театр (1902 год). Это северный модерн — тоже узнаваемый стиль.

Взглянем на карту города (кликабельно). Что сразу заметно в географии Хельсинки — она сильно привязана к Финскому заливу. Центр города — на юге (на карте можно увидеть вокзал), на мысу, выдающемся в залив, и он, в общем, не очень большой. Но другие районы довольно широко разбросаны по территории города, и часто отделены друг от друга то проливами или кусочками леса, то промзонами или железной дорогой, то вообще на островах находятся.

15. Центр Хельсинки имеет исторически сложившееся деление на множество маленьких районов (хочется сказать "микрорайонов", но не подходит этот термин). Например, вокзал и ближайшие кварталы входят в район Клууви. На фото — улица Миконкату.

16. Улица Алексантеринкату (Александровская). Мне показалось, что пульс города лучше всего ощущается именно на ней. Среди прохожих здесь, конечно, много и иностранцев (в том числе и наших соотечественников — русская речь на улицах Хельсинки слышна хоть и не так часто, как в приграничной Лаппеэнранте, но вполне регулярно). Также нередко можно услышать и, например, английскую речь. И кстати, арабов и африканцев в Хельсинки тоже хватает (хотя, наверное, и не как в Швеции).

17. Слева виден универмаг "Стокманн" (1930 год). Сейчас это известная сеть, которая присутствует также в России и странах Прибалтики, но именно это и есть самый первый её магазин.

18. Конный памятник Карлу Густаву Маннергейму на проспекте его имени. Официально он в Финляндии считается национальным героем, но, насколько я знаю, в финском обществе к нему не вполне однозначное отношение. Левее памятника виден Парламент Финляндии (ближе не заснял, к сожалению).

19. А вот это… памятник Юхо Кусти Паасикиви — президенту Финляндии в 1946-56 годах. В общем, в какой именно ипостаси этот загадочный "арт-объект" изображает финского политика, я понять так и не смог. Вообще, финны странные памятники любят (да и вроде, вообще в Европе это не редкость). Некоторые из них интересные (как памятник Сибелиусу, который будет в одной из следующих частей), но иные лично я могу лишь описать словосочетанием "непонятная фигня", и вот один из примеров 🙂

20. Торговый центр "Камппи" (назван по историческому району). Внешне ничем не примечателен, но зато там в подземном этаже находится автовокзал. А ещё прямо внутри ТЦ есть вход на одноимённую ему станцию метро.

21. Кстати, что касается торговых центров. У большинства из них (и у "Камппи" в том числе) примерно вот такой режим работы. Обычное дело, когда в выходные ТЦ закрываются уже в 6-7 вечера, что в России выглядело бы очень странно. Круглосуточные магазины — крайняя редкость. Но один такой был в первом этаже дома, где хостел, в котором я жил.

22. Вернёмся на улицу Алексантеринкату:

Хельсинки основан в 1550 году, и, как и большинство городов Финляндии, основали его шведы, на языке которых он до сих пор называется Helsingfors — и в русском языке назывался Гельсингфорс вплоть до 1917 года. Однако в шведской Финляндии он был не самым важным городом: центром Герцогства Финляндского был Або (нынешний Турку), а вот Гельсингфорс стал столицей Финляндии уже в период её нахождения в составе Российской империи — в 1812 году. Кроме того, до второй половины XVIII века в городе не было каменного строительства.

23. И самая старая застройка в Хельсинки — как раз периода Российской империи, что, повторюсь, делает центр города похожим на Петербург. Это — Сенатская площадь. Видно много туристических автобусов.

24. Здание Сената, построенное в 1822 году. Сейчас принадлежит Государственному совету Финляндии.

25. Доминанта площади — огромный лютеранский собор святого Николая, построенный в 1830-52 годах в стиле классицизма по проекту архитектора Карла Людвига Энгеля, который создавал весь ансамбль этой площади. Это один из символов города, и его даже называют иногда "Финским Исаакием" — тем более, что сходство с Исаакиевским собором преднамеренное.

26. А перед собором стоит памятник российскому императору Александру II, поставленный в 1894 году (и улица Александровская названа в честь него же). Именно при нём в 1863 году существенно расширилась автономия Великого княжества Финляндского, которое получило собственные валюту и таможню. Есть мнение, что с этого момента Финляндия уже не столько была частью Российской империи, сколько состояла с ней в личной унии. По крайней мере, точно можно считать, что государственность Финляндии зародилась уже в тот период.

А ещё исторически примечательно то, что именно тогда, в 1863 году, финский язык впервые получил в Финляндии официальный статус, так как до этого его имели только шведский и русский. Большинство финляндской знати и чиновничества, и вообще городского населения, составляли именно шведы (да и само слово Финляндия — изначально шведское). Финны же долгое время оставались преимущественно крестьянским народом, став пробиваться в высокие сословия как раз во второй половине XIX века, и тогда же начался их национальный подъём. Шведов в Финляндии сейчас около 6% населения (и примерно такой же процент и в Хельсинки), и шведский язык по-прежнему является вторым государственным (не в пример некоторым постсоветским странам, имеющим русское население).

27. В Хельсинки на шведском дублируется вся городская навигация. Например, таблички с названиями улиц на номерах домов. Вся топонимика существует в двух вариантах, и шведские названия в большинстве случаев отличаются от финских. Зачастую (но не всегда) финское и шведское названия буквально обозначают одно и то же.

Кстати, обратите внимание на созвучие финского слова "Katu" (улица) со шведским "Gatan". Это заимствование из шведского.

28.

29. Дорожные указатели — тоже все на двух языках.

30. Вернёмся на Сенатскую площадь. Это — Национальная библиотека Финляндии.

31. Соседние улицы. Местами просто не отличишь от центра Петербурга.

32. С Николаевским собором соседствует православная церковь Святой Троицы, построенная в 1826 году тоже по проекту К. Л. Энгеля.

33. Национальный архив Финляндии (конец XIX века):

34. А это так называемый Дом сословий (1891 год):

35. А это Банк Финляндии (1882 год). Перед ним памятник Йохану Вильгельму Снелльману — финскому государственному деятелю XIX века. Что означает синяя повязка с ключом на шее — я так и не выяснил. В те дни такие висели на довольно многих памятниках.

36. Улица Лийзанкату — Елизаветинская, названная в честь императрицы Елизаветы Алексеевны (жены Александра I). В доме 1905 года постройки находится православная церковь святого апостола Иакова. Ну опять же, не отличишь от Питера!

37. Лошади. Скульптуры животных финны тоже любят (но чаще это обитатели леса) — это, кстати, и по Выборгу заметно.

38. По соседству с Сенатской площадью находится Рыночная (Кауппатори), которая выходит к берегу Финского залива. На фото — городская мэрия. Здание построено в 1833 году, и изначально там была гостиница.

39. Тут на заднем плане видно посольство Швеции, а обелиск посвящён императрице Марии Фёдоровне — жене Николая I, и поставлен в память о её (вместе с самим Николаем) визите в Гельсингфорс в 1833 году. Есть и Двуглавый орёл. В общем, имперского наследия в Хельсинки побольше, чем в иных старых российских городах.

40. Рядом с Рыночной площадью — мост на остров Катаянокка (шведское название — Скатудден), по которому я подробно не ходил. В начале острова стоит православный Успенский собор 1868 года постройки.

41. Прямо на площади находится пристань, откуда ходят паромы в Суоменлинну (Свеаборг) — островной пригород Хельсинки. Там я тоже был, но расскажу о нём отдельно.

42. А лучший вид на Рыночную площадь открывается как раз с воды. Надо сказать, Петербургу (не считая пригородов) очень не хватает такой открытости берегу Финского залива.

43. Пример дублирования на русский язык. В Хельсинки это хоть и редкость, но несколько раз попадалось. В том числе, кстати, и в моём хостеле.

44. Ещё один пример. Это рядом с вокзалом.

45. А вот тут перевод неправильный:

46. Немного о трамваях. Их в Хельсинки много, и они красивые и ламповые. Ездил я на них часто. Все трамваи в городе имеют вот такую зелёно-жёлтую расцветку. Такие трамваи, как на фото, — более старые, производились в 1970-80-е годы.

47. Интерьер трамвая. На поручнях — валидаторы, где надо отмечать проездной. Правда, обычно почти никто, кроме меня, этого не делал — наверное, у местных жителей другие проездные, которые отмечать не нужно. Кондукторов, как у нас, здесь нет, но бывают контролёры (я их не видел). Впрочем, об оплате проезда в Хельсинки я чуть подробнее скажу в рассказе о метро.

48. Так выглядят более новые трамваи. Кстати, Хельсинкский трамвай — единственный в мире, имеющий ширину колеи 1000 мм.

Что радует, трамваи в Хельсинки ходят по самым центральным площадям и улицам (включая Сенатскую и Рыночную площади) и украшают их пейзаж, тогда как в наших городах давно сложилась практика освобождать такие улицы от трамваев в пользу машин. Кроме того, почти везде здесь трамваи ходят по выделенной линии. Хотя и это однажды (когда я уже покидал Хельсинки и ехал на трамвае в Западный терминал на паром) не спасло меня от ситуации, когда пришлось выходить и идти пешком из-за ДТП на трамвайных путях.

49.

50.

51.

52. Автобусы в Хельсинки тоже все одного цвета — тёмно-голубые. Но я на них не ездил.

53. Немного вечерних фотографий. Сенатская площадь:

54. Мэрия на Рыночной площади:

55. Софийская улица, вымощенная брусчаткой. Названа она в честь императрицы Марии Фёдоровны — жены Павла I (в данном случае, скорее как матери Александра I), которая до принятия православия носила имя София.

56. Табличка, стилизованная под старину. Обратите внимание: сначала шведский язык, а потом уже финский. Как я понимаю, до революции так здесь обычно и было.

57. Александровская улица. Эти фотографии делались около половины восьмого вечера, так что ещё относительно людно. А вообще жизнь вечером здесь замирает рано (недаром и магазины и ТЦ рано закрываются).

И на этом пока прервёмся. В следующий раз продолжим осматривать исторический центр финской столицы.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030