Тольятти. Автозаводский район

Опубликовано 23 июля 2018 года

Волжский город Тольятти, известный как столица российского автопрома, благодаря расположению здесь ВАЗа, стоит у начала Самарской луки, в 70 километрах к северо-западу от Самары (если считать от окраины до окраины). У города сразу несколько необычных особенностей. Это и непривычное для России итальянское название, и история, в которой старый город — предшественник современного, ушёл под воду при заполнении водохранилища на Волге, и то, что город состоит из трёх обособленных районов, которые фактически воспринимаются как три разных города. А кроме того, Тольятти — крупнейший российский город, не являющийся областным центром: население его составляет 710 тысяч жителей; само собой, это второй город Самарской области, а в России он занимает аж 19-е место по населению (а если поместить его в Беларусь, то там он был бы и вовсе вторым). При этом, несмотря на свои размеры, в архитектурном плане город довольно скучен, так как почти весь состоит из типовой застройки, лишь с небольшим количеством сталинок. В первой части посмотрим Автозаводский район — один из трёх тольяттинских "городов", который, как следует из названия, вырос при том самом знаменитом автомобильном заводе.

Для начала, посмотрим устройство города на карте. Хорошо видно разделение города на три части. Это Автозаводский, Центральный и Комсомольский районы. И дорога из конца в конец города на общественном транспорте может быть не менее продолжительной, чем аналогичное мероприятие в Самаре. Город при этом весь находится на левом берегу Волги.

Понятное дело, что Самара и Тольятти отлично связаны автобусами и маршрутками, но я, как любитель железных дорог, поступил необычно, поехав в Тольятти на электричке. ЖД сообщение в Тольятти устроено весьма нетривиально. В городе два вокзала, и оба они на отшибе: тупиковая станция Тольятти на северной окраине Автозаводского района (основной вокзал), и станция Жигулёвское Море (так называется Куйбышевское водохранилище на Волге) на краю Комсомольского района. Немногочисленные электрички из Самары ходят только до Жигулёвского Моря. А хостел, в котором я ночевал, находится в Автозаводском, и добираться на маршрутке дотуда даже в 10 вечера, когда уже нет пробок, пришлось около часа.

2. Начнём прогулку по Автозаводскому району. Он целиком являет собой царство многоэтажек на широких улицах. А при мне здесь были сугробы, яркое мартовское солнце и около 12 градусов ниже нуля, при которых с крыш всё равно уже капает. В общем, приятная и типичная для начала марта погода.

3. В одном из этих домов находился мой хостел. Его расположение и стало причиной того, что именно Автозаводский район я посмотрел наиболее хорошо из всех трёх (впрочем, одного мартовского дня на Тольятти оказалось маловато).

4. Это самый юг и района, и города. И к нему прилегает Прибрежный парк. Это место даже чем-то напомнило мне наш парк 300-летия Петербурга у берега Финского залива.

5. Но тут перед нами Волга. Широкий ледовый заснеженный простор, который в солнечный день слепит глаза, даже если прищуриваться, а фотографировать приходится на самых коротких выдержках. В этом месте Волга — это Куйбышевское водохранилище (да и вообще, в наше время у Волги мало где осталась естественная ширина), также называемое Жигулёвским морем.

И на дне водохранилища покоится затопленный город Ставрополь — предшественник Тольятти (официально они считаются одним городом, но фактически это уже не так). Он был основан в 1737 году как город-крепость, впоследствии став уездным городом Самарской губернии. Ставрополь — с греческого "Город креста". При этом северо-кавказский тёзка тогда назывался Ставрополь-Кавказский, поскольку основан был позже. В начале 1950-х здесь была построена Жигулёвская ГЭС, город был затоплен и стал строиться с нуля на новом месте. А вскоре и лишился старого названия, когда в 1964 году был переименован в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.

6. На другом берегу видны Жигулёвские горы, из-за которых Волга и делает почти замкнутую петлю, называемую Самарской лукой. ГЭС находится в 15 километрах отсюда, поэтому её не видно. На неё я смотрел вообще с другого берега — из города-спутника Жигулёвска.

7. Жигулёвские горы или Жигули, давшие название всенародно известному автомобилю, — невысокие, но живописные. Покрыты лесом (в основном лиственным, но есть и сосновые боры), когда на равнине вокруг лесостепи.

8. От тихого волжского берега вернёмся в шумный многоэтажный город. Перед нами довольно типичный пейзаж Автозавода.

9. Район представляет собой ровно расчерченную сетку улиц, на каждой из которых пейзажи почти одинаковы. На всех улицах оживлённое движение, и много людей. И сразу обращает на себя внимание особенность застройки — огромные пространства. Улицы очень широки, расстояние между большинством домов тоже немаленькое.

Волжский автомобильный завод (ВАЗ) был основан в 1966 году. Соответственно, тогда же начал строиться и жилой район при нём (надо полагать, появись он лет на 15-18 раньше, здесь был бы шикарный соцгород), который стал самым молодым районом Тольятти, от чего и получил ещё одно название "Новый город". И в наше время Тольятти и известен, в основном, благодаря АвтоВАЗу. Но на самом деле, это далеко не единственное крупное производство в городе (просто на других специализируются уже другие районы). Однако именно на Автозаводе проживает большинство населения города — район насчитывает 435 тысяч человек.

10. Из электротранспорта в Тольятти есть только троллейбус — город является одним из самых крупных в России без трамвая. Надо сказать, в сравнении с Самарой, городской транспорт здесь более современный. Я три раза попадал в новые троллейбусы, где даже заводской запах ещё не выветрился. Но и проблема слишком большого количества маршруток в городе тоже существует.

11. Дворец спорта "Волгарь" (построен в начале 1970-х). Вдалеке видна новодельная католическая церковь (к сожалению, ближе не подходил).

12. А ещё, гуляя по Тольятти, легко почувствовать себя в каком-нибудь из спальных районов Москвы или городов Подмосковья. Дело в том, что здесь много высоток московской серии II-60.

13. В кадре — Юбилейная улица, по которой я прошёл почти весь район с юга на север.

14. Дворы:

15. Забавный пример наложения вывесок. Тольятти ведь столица автопрома — вот поэтому и "Автопродукты".

16. Парк Победы и мемориал Великой Отечественной войне, поставленный в 1985 году. И взгляните ещё раз на расположение домов: там порой возникает ощущение, как будто смотришь в "обратную сторону" бинокля.

17. К мемориалу прилагается техника: "Зверобой" ИСУ-152 и пушка ЗИС-3. Ещё там есть танк ИС-3, но он не попал в кадр.

18. Аллеи парка смотрят на Спасо-Преображенский собор. В парке довольно много гуляющих людей, в том числе и детей.

19. Полицейский пост (видимо, не действующий) украшен какими-то нетипичными узорами.

20. Ещё здесь есть мемориал войне в Афганистане, с именами погибших там жителей Тольятти.

21. БТР прилагается:

22. Памятник погибшим в горячих точках:

23. И пограничникам:

24. Идём дальше по Юбилейной улице:

25. Растут, как грибы, и новые многоэтажки. Как и любой город такого размера, Тольятти застраивается муравейниками (хотя в этом кадре ещё не самые высокие дома).

26. А это Спасо-Преображенский собор, построенный в конце 90-х (понятно, что в этом городе все храмы постсоветские). Выбивается из строгой геометрии Автозаводского района, немного скрашивая его довольно однообразный пейзаж.

27. А это дворец культуры автозавода, построенный в 1988 году. Заснял я его только сзади. Хотя и интересный образец советского модернизма.

28. Возле него — ещё одна церковь, Петра и Февронии. Она уже совсем новая (достроена в 2016 году).

29. А это стадион "Спутник", где в тот момент шла тренировка. Идеально расчищен от снега.

30.

31. И ещё одна новая церковь — Николая Чудотворца. Здание при ней — такое не совсем обычное заведение, как Поволжский православный институт. И вот это здание в своём окружении выглядит уже, по-моему неудачно (хотя на данный момент его только построили, и ещё не успели отделать). Если Преображенский собор ещё более-менее выигрышно смотрится, то здесь уже явная дисгармония.

32. Дальше на север района застройка стареет, и на смену позднесоветским высоткам приходят дома конца 60-х. Это признак того, что район начинал строиться от завода (а он расположен с севера от жилой части).

33. Встречаются рисунки на торцах зданий:

34. И очень интересные таблички:

35. И в целом, пейзаж Автозаводского района Тольятти являет собой такой "урбанистический гигантизм". Причём во дворах это ощущение пропадает.

36. Я ещё и ожидал, что среди такой застройки будет очень ветренно (особенно учитывая близость водохранилища). Но видимо, погода в тот день была не та.

37.

38. А вот, кстати, ещё одна московская серия домов. Теперь уже II-68.

39. Вообще говоря, от Тольятти впечатление двоякое. Вроде бы и видно, что это большой город, превосходящий многие облцентры. Но в то же время, заметно, что ему не хватает чего-то свойственного городам его размера. То ли всяких областных административных зданий, то ли соответствующей атмосферы (Тольятти всё-таки ощущается таким рабочим промышленным городом), то ли исторического центра (который был, да теперь весь под водой, а в это время года и вовсе подо льдом).

40. Небольшой стихийный рынок:

41. Одна из городских школ:

42. А вот строится ещё одна церковь:

43. Пёстрые новостройки:

44. И почти случайно обнаруженный мной памятник грузовику ГАЗ-53 возле, кажется, автобазы.

45. Ну а вот и наконец гигант советского и российского автомобилестроения, породивший эту часть города. Пешком до АвтоВАЗа я не дошёл, последний отрезок пути проехав на троллейбусе.

Волжский автомобильный завод был основан в 1966 году. Причём создавался он при участии итальянских специалистов из концерна "Fiat" (именно поэтому первые модели "Жигулей" очень похожи на "Фиаты"). Насколько я понимаю, именно поэтому город и назвали в честь итальянца. Хотя и произошло переименование за два года до основания завода, но, видимо, место для предприятия тогда уже было выбрано.

46. Здание заводоуправления — позднесоветская высотка, недавно капитально отремонтированная и одетая в стекло. Наверху — знакомая по машинам эмблема в виде ладьи. Она, кстати, ещё и вращается.

47. Вдалеке видны заводские корпуса с дымящими трубами. И хоть я и не автомобилист, и в машинах не разбираюсь, но для меня (и, я уверен, для очень многих) в детстве знакомство с этим видом транспорта началось именно с этой марки машин, а именно — с дедовской "Тройки". Так что вдвойне интересно было увидеть этот завод. В общем, вот так выглядит завод, где делались и продолжают делаться хорошо знакомые нам изделия отечественного автопрома.

48. Кстати, что касается изделий. В тольяттинском автопарке местная продукция очень заметно преобладает (и даже я, повторюсь, не разбирающийся в автомобилях, не мог не обратить на это внимания). Увидеть вот такую картину, как на кадре ниже, в городе труда не составляет. А уж на парковке у самого завода "Лады" (причём, в большинстве, именно современные) составляют, наверное, около 80% от всех машин.

49. Напротив заводоуправления — научно-технический центр ВАЗа. Перед ним — часовня Архангела Михаила.

50. А это корпоративный университет ВАЗа:

Чуть дальше завода находится железнодорожный вокзал, всё пассажирское сообщение на котором исчерпывается поездом до Москвы с прицепными вагонами до Петербурга (электрички в Самару, повторюсь, ходят от станции Жигулёвское Море). Рядом с заводом есть ещё одна интересная достопримечательность — парковый комплекс истории техники. То есть музей техники под открытым небом (не путать с техническим музеем АвтоВАЗа). Но в нём я, к сожалению, не побывал. Потому что, как уже сказано, мало оказалось одного мартовского дня на город. И у завода я уже был в середине дня, а ещё предстояло съездить в Центральный и Комсомольский районы (забегая вперёд, скажу, что в Комсомольский я доехал уже когда стало темнеть). И в общем, пока на этом прервёмся. А во второй части отправимся в другие два района.

Добавить комментарий