Сортавала — январь 2019. Часть 2

Опубликовано 4 февраля 2019 года

Закончив первую часть рассказа про зимнюю Сортавалу мостом через ладожский залив Вакколахти, теперь отправимся на северную сторону города, где и расположена основная его часть. Сортавала, как уже говорилось, город самобытный, и мало на что похожий в России, благодаря тому, что был в составе Финляндии, и здесь сохранилось довольно много финской архитектуры. В этой части посмотрим городские улицы и дома, в том числе уже советские, городской парк с видовой горой Кухавуори, и музей художника Кронида Гоголева.

Город устроен довольно просто. Его основная транспортная ось — улица Карельская, являющаяся частью федеральной трассы А121, которая так и называется — "Сортавала". Ближе к северу трасса отклоняется на улицу Бондарева, ведущую на выезд из города. Город стоит на северном берегу Ладожского озера, а точнее, его шхерного пролива, который почему-то называется отдельным озером — Ляппяярви (с финского Läppäjärvi — "озеро-затвор"). Маленький его залив Вакколахти (через который мост) делит город на две стороны (отсюда и название: Vakkolahti — "рассекающий залив"). К северному берегу залива прилегает небольшой, но красивый центр города.

2. Сразу за мостом — финское здание гостиницы "Seurahuone" (гостиница тут до сих пор). Изначально здание построено было ещё в 1908 году, а нынешний вид приобрело после реконструкции в 1939.

3. Рядом — треугольная площадь с неожиданным названием Вяйнямёйнена: это, если кто не знает, герой карело-финского эпоса "Калевала". Но памятник на площади не ему, а карельскому рунопевцу Петри Шемейкка, который жил в селе Суйстамо недалеко отсюда (сейчас в соседнем Суоярвском районе). За ним видно здание банка (1915 год).

4. На улице Карельской — ещё одно здание банка, до сих пор используемое по назначению. Это образец северного модерна, построенный в 1903-05 годах по проекту финского архитектора Элиэля Сааринена. Также здание известно, как "Дом Леандера" — по фамилии тогдашнего директора банка в Сортавале, который жил в этом же здании.

5. Напротив — дом купца Сийтонена (1907 год, тоже северный модерн), где сейчас находится администрация Сортавальского района. Многие финские здания Сортавалы, как и других городов и весей этих мест, построены ещё до революции, когда Финляндия была частью Российской империи, и город Сортавала по-русски назывался Сердоболь.

6. Карельская улица. Слева деревянная пожарная часть 1888 года постройки. Фасад с моего первого приезда перекрасили: тогда он был таким же, как каланча. А ещё в мой первый приезд в 2013 году здесь не было светофоров.

7. Вид обратно. Справа виден финский дом 1937 года постройки (с советской мозаикой на фасаде), за ним — красивый модерновый почтамт, который я в этот раз вблизи не снял (но есть в отчёте 2013 года).

8. Вид по Карельской дальше на север. Но туда пойдём позже.

9. В стороне от Карельской есть несколько тихих и очень аутентичных улочек с дореволюционной и финской довоенной застройкой. Выглядит весьма интересно, особенно в дремоту январского снегопада. Сортавала напоминает такой "Выборг в миниатюре" — некоторые места очень похожи.

10. В кадре виден "Дом Капитанов", построенный в 1930 году архитектором Уно Ульбергом, авторству которого принадлежат многие дома в Выборге и Хельсинки. Туристов на улицах много. Всё-таки это 4 января, самый разгар праздников. Наверняка многие, кого я видел, приехали со мной на Ласточке из Питера (и вечером на ней же поедут обратно), но видел я и экскурсионные автобусы. Высокая популярность Сортавалы связана не только с самим городом, но и с близостью таких мест, как Рускеала и Валаам. А вот финнов как-то мало было. В 2013 году Сортавала запомнилась мне огромным количеством финских туристов, в этот раз я их здесь видел намного меньше, даром что Россия для них с тех пор прилично подешевела.

11. А это неприметное здание — музей Кронида Гоголева, который тоже привлекает многих людей в этот город. Пообедав поблизости, я отправился сюда. В 2013 году я этот музей не посетил.

Кронид Гоголев (1926-2013) — художник, родом с Новгородчины, который после учёбы в Ленинграде получил распределение в Карелию — сначала в село Кестеньга на севере, а потом в Сортавалу. Самая яркая особенность его творчества — рельефная резьба по дереву. И большинство экспонатов музея (который открылся ещё при его жизни как персональный выставочный зал) — это работы именно в этой технике.

12. Рассматривать их можно часами, и я в этом музее надолго задержался.

13. Большинство сюжетов этих "резных картин" — пейзажи российского Северо-Запада. Иногда с явным историческим уклоном.

14. Избы и церкви на картинах — в точности их того же материала, что и в реальности.

15.

16. И избы пятистенные. Всё как полагается.

17. В общем, можно долго рассматривать и выискивать разные сцены. И в отличие от классической резьбы по дереву, здесь больше объёмности.

18. Некоторые сюжеты посвящены Карелии. Вот, к примеру, Сортавала. Но это собирательный образ — такого пейзажа, на самом деле, нет, так как здания города расположены произвольно. Но все они узнаются.

19. Так же, как и здесь:

20. А тут в центре узнаётся памятник рунопевцу, который я показывал выше. И на предыдущих двух работах он тоже присутствует.

21. А это финская лютеранская кирха, которая была наполовину разрушена во время советской бомбёжки 2 февраля 1940 года. Она в полуразрушенном виде сохранилась, но я ни в 2013 году, ни в этот раз до неё не дошёл.

22. Не обошёл вниманием художник и столицу Карелии — Петрозаводск. Эти храмы, к сожалению, не сохранились до наших дней.

23. В общем, творчество Кронида Гоголева — вещь удивительная. Конечно, всю экспозицию мне в этом отчёте не охватить, но и смотреть своими глазами, разумеется, интереснее.

24. В музее выставлены и акварельные картины Гоголева. В основном, на них пейзажи Карелии. На некоторых явно узнаётся Ладога.

25. Посмотрев музей, иду дальше ходить по заснеженному городу. Дом на фото — бывшее управление Православной Церкви Финляндии, построенное в 1931 году. Ныне жилой дом. Во дворе там стоит построенная тогда же церковь Иоанна Богослова, которая, хоть и православная, но построена в стиле, больше похожем на кирху. Но я в этот раз забыл заснять её вблизи, но, опять же, есть в старом отчёте.

Кстати, к вопросу о том, почему Православная Церковь Финляндии управлялась именно отсюда, а не из Хельсинки. Дело в том, что финское до 1940 года Северное Приладожье (у финнов этот регион принято называть Laatokkan Karjala, то есть Ладожская Карелия) было самым православным регионом преимущественно лютеранской Финляндии. Причина этого уходит корнями во времена, когда этой землёй много веков вдадел сначала Новгород, а затем Россия (и большинство населённых пунктов этих мест, носящих финские названия, впервые упоминается именно в русских документах XV-XVI веков), и населяли Приладожье православные карелы. В 1617 году по Столбовскому миру эта земля отошла к Швеции, в результате чего многие карелы ушли в Россию, и на их место переселились финны, многих обратили в лютеранство, но часть карел всё-таки сохранила православие. Ну а в 1940 году, после присоединения Северного Приладожья к СССР по итогам Зимней войны, осколок финской Ладожской Карелии с городками Йоэнсуу и Иломантси по-прежнему остался в Финляндии, и там до сих пор один из самых высоких процентов православного населения в стране.

26. Напротив — автовокзал тоже финской постройки. Как и в Выборге, он здесь сохранился. Но здание маленькое и очень тесное внутри.

27. Теперь отправимся на другую сторону от Карельской улицы. Там застройка поскромнее.

28. Улица Ленина:

29. И совершенно удивительное здание — деревянная ратуша (1885 год). Сейчас там библиотека.

30. А это бывший мужской лицей, построенный в 1910 году по проекту архитектора Йохана Якоба Аренберга. Сейчас там колледж.

31. Рядом — бывшая женская школа, построенная в том же стиле и тем же архитектором. Ныне — Сортавальский филиал Петрозаводского университета.

32. За пеленой снегопада виден позднесоветский микрорайон:

33. Железная дорога и залив Вакколахти:

34. Деревянный домик явно дореволюционный, а кирпичный белый на заднем плане — финский функционализм. На глаз дома этого стиля здесь отличить легко.

35. За железной дорогой находится городской парк Ваккосалми, существующий ещё с XIX века (название дано по ручью, протекающему рядом). Народу в парке много. В 2013 году я сюда тоже не ходил.

36.

37. Интересное место в парке — Певческое поле. Это большая поляна, окружённая лесом и, с одной стороны, скалой, что даёт здесь интересную акустику. Много лет здесь проводились сначала финские песенные праздники, потом концерты, которые бывают здесь и сейчас. Кроме сцены, в кадре видны занесённые снегом скамьи.

38. Гранитная скала за Певческим полем. Тут находится гора Кухавуори (с финского — "Судачья гора") высотой примерно 60 метров, на которую я решил подняться (для этого даже есть деревянная лестница).

39. Вокруг — зимний карельский лес:

40.

41.

42. А сверху открывается хороший вид на город. Правда, к сожалению, в такую погоду видимость была очень слабой. Тем более, что когда я ходил на гору, до этого плотный, но тихий снегопад стал переходить в метель.

43. Приблизим. Хорошо видны показанные выше старые школы. А в кирпичной советской коробке на переднем плане находится гостиница, где я ночевал в 2013 году.

44. Белое безмолвие:

45. Вид с другой стороны горы:

46. Внизу виднеется озеро Айранне:

47. Спустившись с горы обратно в город, я вернулся на Карельскую улицу и пошёл на север города. Это церковь Николая Чудотворца, построенная в 1873 году.

48. Рядом — жилой дом акционерного общества "Риутта" (1938 год). Похоже на наш конструктивизм, но насколько я знаю, внутри этих финских домов весьма тесные квартиры. Во всяком случае, в Выборге это так. Справа видно здание издательства духовной литературы 1914 года постройки.

49. Дальше заканчивается исторический центр, и его сменяет советский микрорайон. Большинство из 19 тысяч сортавальцев живёт именно здесь.

50. Братская могила красноармейцев и воинский мемориал. После того, как Сортавала стала советской по мирному договору 1940 года (боёв в советско-финскую войну здесь не было), спустя год, в Великую Отечественную войну, эти места снова заняли финны. Окончательно Сортавала была взята советскими войсками в 1944 году.

51. Карельские панельки 75-й серии:

52. Есть и девятиэтажки:

53. И есть немного пятиэтажек военной серии 4570. Возможно, для пограничников строились.

54. Советские деревянные двухэтажки:

55. Небо уже темнеет. А в окнах горят рождественские свечи (про моду на них на Северо-Западе я уже упоминал в контексте Мурманска).

56. Есть немного новых домов:

57. Дальше на север идёт дорога на выезд из города. Там же находится небольшая промзона, включающая в себя лесозавод — одно из главных местных предприятий. В 60 километрах по этой дороге находится граница с Финляндией. Я думал сначала дойти до пригородного посёлка Хелюля и там подняться на ещё одну гору, но в такую погоду не был уверен, что это удастся сделать по глубокому снегу, да и вряд ли через пелену метели был бы интересный вид.

Я пошёл обратно в центр города. Уже становилось темно, но до обратной Ласточки в Питер оставалось больше двух часов, коротать которые я пошёл в кафе. Перед входом в него я довольно долго стряхивал снег с куртки, шарфа, шапки и рюкзака.

58. А потом, ближе к шести вечера, немного посмотрел вечерний город, украшенный к праздникам.

59. Сквер на площади Кирова:

60.

61. Карельская улица:

62. Как видно, вечером метель закончилась, и небо стало проясняться.

63. Знакомые уже дом Сийтонена (администрация) и банк (дом Леандера). Как видно, в администрации рождественские свечи стоят в каждом окне. Выглядит красиво.

64. Ну а дальше я пошёл на вокзал. Подходя к нему, я на переезде остановился пропустить Ласточку, которая как раз в тот момент прибывала.

65. Ласточка у перрона:

Ну а потом — те же четыре часа обратной дороги в Питер. Больше половины этого времени я проспал. На обратном пути Ласточка делает остановку на платформе Удельная в Питере, рядом с одноимённой станцией метро. Я именно там и вышел, поскольку ближе к моему дому, и вскоре после 11 часов был дома. Вот так вот теперь стала возможной поездка в Сортавалу на один день, с довольно большим количеством времени на сам город, о чём ещё недавно можно было только мечтать.

Часть 1 (Ласточка и южная сторона города)
Часть 2 (северная сторона города)

Сортавала. 2013 год