Сортавала — январь 2019. Часть 1

Опубликовано 3 февраля 2019 года

Город Сортавала на юго-западе Карелии я дважды посещал ещё в 2013 году. Город этот весьма своеобразный, и в Карелии, которая интересна, в основном, природой, а не рукотворными достопримечательностями, Сортавала сильно выделяется на фоне остальных городов именно в архитектурном плане. В общем-то, ещё пять с половиной лет назад Сортавала запомнилась мне городом, где туристов чуть ли не больше, чем местных. Словом, город широко известен. Теперь же у меня возник повод съездить туда снова и освежить взгляд. А поводом стал запуск туда поезда "Ласточка" из Петербурга. Съездил я в Сортавалу 4 января, и это была для меня самая первая поездка в 2019 году. Теперь я увидел этот город под покровом зимы и снегопада.

Рассказ об этой поездке я разделю на две части, и первую из них начну с "Ласточки", на которой я ехал от Питера до Сортавалы 306 километров за четыре часа. Вообще это скоростной электропоезд, а железная дорога в Сортавалу не электрифицирована. Поэтому если бы мне пару лет назад кто-то сказал, что туда поедет Ласточка, я бы посоветовал этому человеку проспаться, ну или стал бы проверять календарь на предмет соответствия текущего дня дате "1 апреля". Потом, однако, на Российских железных дорогах появился такой зверь, как Ласточка под тепловозом, которая начала ходить из Москвы в Иваново и из Питера во Псков. Однако заявления о скором запуске этого чуда в Сортавалу воспринимались мной так же, как и раньше: мол, ладно Псков — областной центр, но маленькая Сортавала (а живёт там 19 тысяч жителей)? И тем не менее, это произошло в конце декабря. Более того, Ласточка "полетела" в Сортавалу не прямым маршрутом через Приозерск, а через Выборг (на 42 километра длиннее), а кроме того, по выходным дням конечным пунктом является маленькая станция Маткаселькя, расположенная ещё на 37 километров дальше: смысл в том, что поблизости от неё находится популярный у туристов мраморный каньон Рускеала. То есть, в значительной степени этот новый маршрут рассчитан именно на туристов, которые могут съездить из Питера в Северное Приладожье на один день.

Но при этом есть существенный недостаток. Отправляется поезд из Петербурга аж в 6-15 утра. Попасть к этому времени на Финляндский вокзал за 5-10 минут до отправления из большинства районов можно только на такси. На метро могут успеть лишь немногие. Я как раз относился к их числу, но пришлось поизвращаться. От моей станции метро "Чёрная речка" до вокзала (метро "Площадь Ленина") ехать довольно долго, и с двумя пересадками, и даже зайдя в метро в момент открытия, к назначенному времени не успеть никак. Однако недалеко от меня находится станция "Лесная", стоящая на одной линии с "Площадью Ленина", всего в двух перегонах от неё. На ней можно сесть на первый поезд (который проходит там в 5-49) и спокойно успеть. Правда, день был выходной (4 января — праздники), и поэтому автобусы между моим районом и "Лесной" в это время ещё не ходили. Так что идти до "Лесной" пришлось пешком, выйдя из дома аж в 5-10. Что не сделаешь, чтобы прокатиться на теплоласточке в Карелию, хе-хе.

2. В 5-42 вошёл на станцию "Лесная" самым первым пассажиром:

3. Ни души. Хотя за моей спиной несколько человек уже было.

4. Приехавший вскоре поезд пустынным уже не был. Ну а я уже к шести вышел из метро. Это — площадь Ленина. За моей спиной Финляндский вокзал.

5. Захожу. Время ещё есть. Вон на табло мой поезд в первой строке. Сегодня он до Маткаселькя, но мне только до Сортавалы.

Странное название конечного пункта — финское, как и большинство топонимов Северного Приладожья. Дело в том, что это территория, отвоёванная у Финляндии в советско-финскую войну 1939-40 годов, а к тому же, та её половина, которую определили в состав Карелии: если на Карельском перешейке, который, несмотря на название, входит в состав Ленинградской области, почти всё было переименовано в 1948 году, то в Северном Приладожье осталась финская топонимика, хотя новых жителей туда заселили из других мест Союза.

6. Ласточка уже ждёт у перрона:

Поезд был заполнен. На тот день, и на другие праздничные выходные, вроде, были проданы все билеты. Но то праздники. Довольно предсказуемым стало то, что после их окончания Ласточка в будние дни стала почти что возить воздух. Впрочем, пока делать выводы рано, поскольку не все потенциальные пассажиры ещё об этом поезде знают (а по комфорту сравнивать Ласточку с автобусами, ходящими по этому маршруту, даже нет смысла), ну и хорошо, если время отправления из Питера всё-таки перенесут на чуть более позднее.

7. В 6-15 трогаемся, и уже через час, без остановок, прибываем в Выборг. Неплохая скорость, учитывая, что до Выборга 128 километров. Но там пути реконструированы под скоростной "Аллегро" на Хельсинки, поэтому Ласточка разгоняется до 160 км/ч. Так что, скорее всего, прямой и более короткий маршрут через Приозерск, по времени был бы не быстрее, так как там профиль пути намного тяжелее.

В Выборге поезд меняет направление движения (из-за чего стоит 8 минут) и отправляется на ветку Выборг — Хийтола. Изначально это была магистральная линия Выборг — Сердоболь (старое название Сортавалы), построенная в 1891-93 годах, когда Северное Приладожье входило в Выборгскую губернию. Пока что мы идём на электротяге, и ночную темноту зимнего леса за окном после Выборга стал освещать "фейерверк" контактной сети.

8. В восемь утра прибываем в Каменногорск. Стоянка двадцать минут.

9. Тут происходит самое главное — прицепка тепловоза. Это питерский ТЭП70БС. Кстати, довольно много людей собралось посмотреть на это действо.

10. Обычная Ласточка стала теплоласточкой! Кстати, контактную сеть сюда провели только пять лет назад, и ещё совсем недавно цеплять тепловоз пришлось бы уже в Выборге.

Дальше "шнурок" заканчивается, и мы едем по глуховатой тепловозной ветке. Я там уже ездил в 2014 и 2016 годах, и даже представить тогда не мог бы, что тут будет ходить Ласточка. Впрочем, в этот раз знакомые места за окном было особо не разглядеть, поскольку ещё не рассвело, да и я на час провалился в сон, проспав границу Ленобласти с Карелией и узловую станцию Хийтола, где мы воссоединяемся с прямой веткой из Питера, идущей через Приозерск.

11. В пол десятого утра — следующая остановка, станция Элисенваара в одноимённом посёлке. Ещё только сумерки, поэтому фото только такое. А вообще пейзаж заснеженного предрассветного посёлка со светящимися окнами сильно навевал уют.

Оставшиеся 65 километров до Сортавалы остановок нет (весьма странно, что сделали остановку в Элисенвааре, но не сделали на станции Яккима, которая находится в райцентре Лахденпохья). Снял небольшое видео из окна. Где домики в кадре — это маленький посёлок Нива. Зимний уют глубинки Приладожской Карелии. Я проезжал через эти места в другие времена года (в частности, ездил поездом до самой Костомукши), но вот зимой прежде не доводилось.

12. В вагоне:

Вроде, теперь в Ласточках более-менее решили проблему ужасного голосового дублирования названий станций на английский язык. В сортавальской Ласточке меня позабавило другое: почему-то при объявлении на русском языке "Следующая остановка — Сортавала" название станции объявлял другой голос, который, к тому же, делал это с карикатурным финским акцентом. В чём причина этого — я не понял, но многие пассажиры смеялись.

13. За окном светает:

Наконец, в 10-20 прибываем в Сортавалу. Изрядная доля пассажиров выходит, но некоторые едут дальше, чтобы попасть в Рускеалу. Я там был в мае 2013 года: место красивое, но я решил, что второй раз съездить лучше в Сортавалу.

14. Наша Ласточка (а справа, видимо, вагон от рабочего поезда).

Среди многочисленных встречающих было много пограничников. Западные районы Карелии, смежные с финской границей, давно известны неадекватными мерами контроля приезжих со стороны этой структуры. Проверяют документы и цель приезда здесь зачастую и за пределами погранзоны. Впрочем, в этот раз народу было много, и проверяли они только выборочно, и я стражей границы так и не заинтересовал.

15. Вокзал в Сортавале сравнительно новый, построен в 2000-е годы. В облике сквозят какие-то скандинавские мотивы.

16. Ну а теперь отправимся в город. Вокзал в Сортавале находится почти на отшибе.

В наше время Сортавала — райцентр на юго-западе Карелии, у северного берега Ладожского озера, насчитывающий без малого 19 тысяч жителей. И это, своего рода, столица исторического региона Северное Приладожье, который неоднократно переходил из рук в руки, побывав в XVII веке в составе Швеции, а в 1918-1940 годах — в составе Финляндии. Сортавала до революции по-русски называлась Сердоболь (скорее всего, это просто адаптация карело-финского названия под русский язык). Город впервые упоминается в 1468 году, но тогда он был лишь погостом. Городом Сердоболь стал при Екатерине II.

17. Финское прошлое этого города заметно в архитектуре с первых же шагов. При этом многие финские здания Сортавалы построены ещё до революции (когда Финляндия была автономным великим княжеством в составе Российской империи). Конкретно это — скорее всего, дома железнодорожников (а железная дорога сюда пришла в 1893 году).

18. А вот станционная водонапорная башня — уже времён финской независимости. Более того — она построена в 1942 году, когда, во время Великой Отечественной войны, финны вновь заняли на три года свои бывшие земли.

Кстати, сделаю небольшую ремарку. У местных жителей не принято склонять название Сортавала (как и многие другие финские в этих местах): то есть говорят "живу в Сортавала", "поехать в Сортавала". И тут я, в отличие от Бологое и Дно, местную традицию не соблюдаю — уж слишком режет слух.

19. Паровоз-памятник:

20. Видно дореволюционное здание локомотивного депо. Но сейчас оно уже не действует. На фото виден снегопад: он будет сопровождать меня весь день, и ближе к вечеру усилится, перейдя в метель.

21. Вид железной дороги на север, куда уехала Ласточка. Мне нравится эта живописная ветка: и её архаичность, и карельские леса вокруг, и колорит бывших финских посёлков вдоль неё.

22. Великолепный деревянный дом дореволюционной постройки:

23. А вот финская заброшка. Подобного много можно найти в Выборге.

24. Выхожу на улицу Карельскую (часть федеральной трассы Петербург — Сортавала — Петрозаводск). В кадре видна гостиница "Ладога", построенная в 1939 году: типичная для Восточной и Северной Европы межвоенного периода архитектура функционализма.

25. И этот дом построен тогда же. А вот панно на стене уже советское.

26. Выхожу на мост. Это озеро Ляппяярви, которое, на самом деле, не озеро, а дальний залив Ладоги (которая уже таки озеро). В северной части побережье Ладоги изрезано шхерами — длинными и узкими заливами с многочисленными островками и протоками и скалистыми берегами. Так что открытую Ладогу отсюда не видно, а залив покрыт льдом, тогда как открытая Ладога вообще не очень-то замерзает.

27. На берегу — здание народной школы (1929 год). Ныне — городская школа №1.

28. Залив-озеро Ляппяярви делит город на две части, из которых основная — северо-восточная. Она уже видна за мостом.

Туда и отправимся в следующий раз. Там самая интересная часть города.