Северодвинск — 2018. Материк

Опубликовано 21 марта 2019 года

В самом конце путешествия по Русскому Северу в августе 2018 года я посетил Северодвинск — промышленный город на берегу Белого моря в 40 километрах от Архангельска. Побывал я в этом городе уже во второй раз, после первого приезда в 2016 году, который вышел тогда довольно скомканным, поскольку увидел я лишь центр города, не побывав ни на острове Ягры, ни в многоэтажных районах на западе города. В этот раз я восполнил эти упущения, съездив в город уже более основательно. Рассказ о Северодвинске 2018 года я решил разделить на две части. Эта будет про материковую часть города, а вторая — про остров Ягры.

Предыдущий рассказ — о сельской глубинке Мезени, я закончил тем, что из Мезени на следующий день поехал обратно в Архангельск. Выехав утром, доехал я до областного центра около трёх часов дня. Ну а там, погуляв немного, я ближе к вечеру сел на автобус до Северодвинска — они ходят примерно каждые полчаса. Через без малого час я вышел из него уже в центре Города Корабелов. Глухой Мезенский район, в котором я провёл почти шесть дней, сменился шумным урбанистическим пейзажем Архангельска и Северодвинска.

2. Центр Северодвинска, застроенный солидным сталинским ампиром. Это площадь Победы, которую можно считать главной в городе. Но подробно вновь описывать уже показанный два года назад центр города я в этот раз не буду, и уделю больше внимания местам, которые тогда не посетил.

Северодвинск — вроде, и город-спутник Архангельска, а в то же время, его и не назовёшь так. Этот город и сам по себе самодостаточен, и по внешнему облику, благоустройству, да и в целом по какой-то солидности своей атмосферы даже опережает Архангельск. Мне доводилось слышать, что многие жители Северодвинска даже не очень-то Архангельск всерьёз как город воспринимают. Северодвинск — город промышленный, и возник в советское время. Его градообразующие предприятия — заводы "Севмаш", где строят корабли военно-морского флота (преимущественно атомные подводные лодки), и "Звёздочка", где их ремонтируют. И основан он был в 1936 году как посёлок Судострой, городом стал в 1938 году, и до 1957 года назывался Молотовск (в честь Вячеслава Молотова, прижизненно). В Северодвинске ныне проживает 185 тысяч человек, хотя перед распадом СССР было 240 тысяч — сказался постсоветский развал "оборонки". Между прочим, в советское время Северодвинск был закрытым городом.

3. Диагональная зебра на перекрёстке. В прошлый раз её здесь не было, и вообще такие встречаются нечасто. В кадре виден дворец культуры имени Ленинского Комсомола (1964 год). Вроде, назвали его так не столько в честь ВЛКСМ, сколько в честь атомной подводной лодки "Ленинский Комсомол" — первой советской (и третьей в мире) АПЛ, которая сошла со стапелей "Севмаша" в 1957 году. Сейчас дворец культуры называется Дом Корабела.

5. За Домом Корабела находится сквер Ветеранов с мемориалом Великой Отечественной войне. В первый приезд я здесь не был.

6. Перед мемориалом — благоустроенная площадь. Здание универмага "Радуга" — видимо, позднесоветское, но не очень удачно реновированное.

7. На другой стороне — администрация города (увы, в контровом свете). Здание построено в 1960-е годы, но угловая башня делает его оригинальным и похожим на конструктивизм. На ней, кстати, герб РСФСР сохранился.

8. Сталинские дома. Большие:

9. И поменьше:

10. Город довольно зелёный:

11. За городской администрацией — сквер с часовней Александра Невского (начало 2000-х):

12. Конец рабочего дня. Многолюдные центральные улицы.

13. Проспект Ленина:

14. Угол площади Ломоносова:

15. Новые дома. За два года их здесь явно стало больше. Кроме того, походив по деревянным двухэтажным старым кварталам, я обнаружил, что некоторые из домов там с тех пор успели расселить или уже снести. В первый приезд мне те деревянные кварталы запомнились какой-то очень сильной обветшалостью.

От площади Ломоносова я два раза, в оба дня, уезжал на автобусе из центра на остров Ягры. Преимущественно я его осматривал на второй день, но в первый мне хотелось съездить туда вечером, чтобы понаблюдать закат над Белым морем. Но о Яграх я напишу в другой раз. Вернувшись оттуда в "материковую часть" уже в темноте, я поехал на запад города, где переночевал в гостинице на улице Трухинова (названа в честь героя войны, который до неё несколько лет работал здесь на строительстве города). Гостиница оказалась "встроенной" в какое-то общежитие, и комната (хочется именно так сказать), где я ночевал, запомнилась мне крайне неудачной расстановкой мебели: для доступа к розетке мне там пришлось отодвигать шкаф.

16. Выйдя из гостиницы утром, я пошёл смотреть западный многоэтажный район. Сначала я увидел его примерно вот таким. Но мой путь лежал к берегу Белого моря.

17. А до моря буквально один квартал. И морской фасад Северодвинска — что на Яграх, что здесь, слагают многоэтажки, построенные в 1970-е-80-е годы. Звучит не слишком привлекательно, но в Северодвинске (как, кстати, и в Архангельске) даже позднесоветская архитектура отличается оригинальностью.

18. Бульвар Строителей. Эти дома смотрят прямо на море. Здесь, кстати, можно усмотреть ленинградское архитектурное влияние. Эти кварталы удивительно напоминают аналогичную местность в Петербурге — запад Васильевского острова и острова Декабристов. Правее кадра находится берег моря. Я почти инстинктивно ожидал где-нибудь здесь выйти на Новосмоленскую набережную и прийти к метро "Приморская".

19. Но нет. Море здесь другое — Белое.

20. И от Балтики оно отличается не только солёностью, но и наличием приливов и отливов. Правда, море в Северодвинске я видел только в отлив.

21. Набережная:

22. И детская площадка рядом с ней:

23. Городской фасад:

24. В чём ещё Северодвинск серьёзно опережает Архангельск — это качество городского транспорта. Здесь много автобусов большой вместимости, в том числе и низкопольных, и даже есть автобусы-гармошки ЛиАЗ-6213, которые не в каждом областном центре увидишь. Архангельское царство Пазиков на фоне Северодвинска выглядит откровенно позорно. Хотя и в Северодвинске Пазики есть (на одном я даже ездил), но их мало.

25. Причудливые контуры многоэтажек:

26. Улица Ломоносова. По ней я пошёл в сторону центра города.

27. На пересечении её с Морским проспектом — круглая площадь с памятником Корабелам.

28. Иду дальше по многолюдным городским улицам:

29. Городской драмтеатр. Судя по вывеске, часть его помещений сдаётся под торговлю. А "школьный базар" намекает на близость начала учебного года: я был в Северодвинске 29-30 августа.

30. Соседнее здание — Дом быта.

31. Рядом находится озеро Театральное, за которым снова видны многоэтажки. Наверное, в ином городе такое озеро было бы основным местом купания жителей в жаркую погоду. Но в Северодвинске есть море. Хотя оно, впрочем, редко когда бывает тёплым, так что и озеро может пользоваться популярностью.

32. Видно и строительство новых домов. Кстати, в кадре этого не видно, но ещё ближе домов, у берега озера, проходит железная дорога, которая идёт на запад на 40 километров до поморского села Нёнокса. Но туда так просто не попасть: рядом находится военный полигон ВМФ, из-за которого Нёнокса относится к закрытой зоне, и в неё нужен пропуск.

Но не менее интересна Кудемская узкоколейная железная дорога, которая начинается на юго-западе Северодвинска. На ней до сих пор сохранилось пассажирское движение, и туда я ещё намереваюсь съездить.

33. Но пока что передо мной город, и его зелёные улицы. Это уже почти "Старый город", то есть центр.

34. Признаком чего является сталинская архитектура. Это главный корпус первой городской больницы.

И на этом пока прервёмся. В следующей части отправимся на остров Ягры, что находится на севере города. Там и берег Белого моря куда интереснее.