Русский Север. Август 2018

Опубликовано 2 сентября 2018 года

Главное летнее путешествие 2018 года продолжительностью в две недели я совершил уже в конце лета (которое выдалось в этом году на редкость жарким — поэтому даже и хорошо, что не поехал в июле). Во второй половине августа я путешествовал по Русскому Северу — сначала немного Вологодской, а потом Архангельской области. Больших городов в этой поездке было мало, да и то, только те, в которых я уже был ранее. Всего три новых города — зато все они меньше 10 тысяч жителей. А в основном — глубинка, деревни, природа, и тишина Русского Севера.

2. Итак, начало путешествия — ночь пути на фирменном поезде "Белые ночи" Санкт-Петербург — Вологда. Рано утром поезд привёз меня в Череповец.

3. Погуляв полтора часа по солнечному утреннему Череповцу (в котором я уже был), я сел в автобус до города Кириллова (7 тысяч жителей). Город часто посещаем туристами (а я как раз был в выходные, и это было хорошо заметно), будучи знаменит благодаря старинному Кирилло-Белозерскому монастырю, при котором он и вырос.

4. За монастырскими стенами — довольно милый и тихий провинциальный маленький город. Старинная уездная застройка, частный сектор, немного советских зданий, и окающий говор, который можно услышать у людей всех возрастов.

5. Самим Кирилловом местные интересности не ограничиваются. В окрестностях города находится ещё два монастыря. Есть довольно раскрученное и туристическое Ферапонтово.

6. И есть менее известные, хотя и более близкие к городу, Горицы. С Воскресенским женским монастырём.

7. Из Кирилловского района я автобусом добрался в областной центр — Вологду, в которой побывал уже во второй раз. Но теперь летом. Первый мой приезд в этот город был зимой. Всё было белым-бело, и река во льду. Как оказалось, летом в Вологде тоже хорошо.

8. Никаких новых мест в городе я не смотрел, походив только вечером по уже знакомому центру, и придя после захода солнца на вокзал.

На этом я покинул Вологодчину, сев в плацкартный вагон поезда Москва — Воркута. За шесть часов пути ночью он привёз меня на рассвете уже в Архангельскую область — в город Вельск. В нём я уже был два года назад (причём и приезжал тоже ранним утром на поезде, только с другой стороны), и в этот раз только провёл час на вокзале. В 5-45 сел на автобус, и в девять был уже в городе Шенкурске.

9. Шенкурск — уютный 5-тысячный городок, оказавшийся для своего размера неожиданно оживлённым и многолюдным. Видно, что центр округи на довольно много километров.

10.

11. Стоит Шенкурск на живописном высоком берегу реки Ваги, спокойно текущей на север.

12. Я (и не только я) неоднократно замечал, что самые красивые деревни в России — именно на Русском Севере. И Шенкурский район здесь не исключение.

13. Заброшенная церковь рядом с деревней Одинцовская и рекой Ледь:

14. Сосновые леса Шенкурья:

15. Автостопом по трассе М8 я к концу дня доехал до посёлка Березник (или Двинской Березник), где переночевал в гостинице. На следующий день погода сильно ухудшилась. Весь день шёл обложной дождь — то сильнее, то слабее, но без единого перерыва. Закончился он только к вечеру (как, впрочем, почти всегда в таких случаях и бывает).

16. Ансамбль церквей в селе Зачачье. Справа — церковь Димитрия Солунского (1895, колокольня — новодел), слева — деревянная Никольская церковь, построенная в начале XX века, с имитацией старинного деревянного зодчества. В такую серую промозглую погоду смотрится очень таинственно.

17. Дальше — крупное село Емецк. Дождь здесь было закончился, но потом полил с новой силой, прекратившись уже когда пора было уезжать в Архангельск. Поэтому я так и не увидел деревянную церковь 18 века в селе Ратонаволок.

18. Вечером того же дня я приехал в уже знакомый мне Архангельск, поселился в хостел, принявшись высыхать там после дождливого дня. На следующий день непогода усилилась. В городе был свирепый штормовой ветер с дождём, и выйти на улицу я решился только в обеденное время, когда хотя бы дождь закончился. Если в первый приезд два года назад Архангельск встретил меня нетипичной жарой и солнцем, то в этот раз поморская столица показала мне и свой северный нрав, и хмурое свинцовое небо.

19. Было не выше десяти градусов. На Северной Двине бушевали волны, захлёстывая набережную. А порывы ветра были такими, что на набережной приходилось прилагать усилия, чтобы устоять на месте. Представляю, какой разгул стихии в тот момент был на Белом море. Думал я из интереса съездить тогда в Северодвинск на пляж острова Ягры, но счёл эту идею довольно опасной.

20. К концу дня по всему городу можно было увидеть поваленные с корнями деревья, поломанные ветки, упавшие дорожные знаки и рекламные щиты, и оборванные провода. А в области некоторые деревни остались без света.

21. В Архангельске я в тот день тоже ходил преимущественно по знакомым мне местам.

22. Лишь вечером, когда уже распогодилось (но по-прежнему было холодно, и ветер порой о себе ещё напоминал), съездил в так называемый район Первых Пятилеток, выросший при теперь уже бывшем Соломбальском ЦБК.

23. Вечером был красивый закат. В кадре — река Кузнечиха, один из рукавов в дельте Двины.

24. На следующий день на порядок потеплело, и об экстремальной погоде предыдущего дня уже ничего, кроме её последствий, не напоминало.

Ну а дальше начался наиболее впечатливший меня сегмент путешествия. А именно — Мезень. Собственно, Мезень — это крошечный городок (3 тысячи жителей) в глухом углу Архангельской области, недалеко от полярного круга и на границе тайги с лесотундрой, а также одноимённая река. А Мезенский район, насчитывая 9 тысяч жителей, по площади больше иных европейских стран. В этот край я решил погрузиться глубже, и провёл там почти шесть дней, за которые так привык к царящей там тишине, что Архангельск потом казался необычайно шумным.

25. От Архангельска до Мезени 380 километров, и единственная автодорога туда выглядит вот так. А до недавнего времени не было и её: круглогодичная дорога в Мезень была открыта только в 2008 году. Причём, как потом оказалось, обратно я ехал ровно в день 10-летия её открытия.

26. Первое посещённое мной место Мезенского края — очень живописная деревня Кимжа на одноимённой реке.

27. Река Мезень и воодушевляющие просторы:

28. И город Мезень. На взгляд жителя крупного города, похож скорее на деревню. Но нет — это именно маленький город. И основан он ещё в 16-м веке. Здесь есть немного дореволюционной архитектуры (в общем-то, Мезень — один из самых северных городов России, где она есть в сколько-нибудь заметном количестве).

Это не что иное, как край Русского Севера — дальше на северо-восток русские люди раньше оседло не жили. Колорита этим местам добавляет оторванность от более населённых районов. В деревнях лучше сохранился старинный уклад жизни, а кроме того, у мезенцев есть довольно выразительный говор (один водитель, подвозивший меня автостопом, сразу по этому признаку определил во мне приезжего, чему я нисколько не удивился). В Мезени живёт три тысячи человек, и это самый крупный населённый пункт на сотни километров вокруг. Только представьте, какая там тишина.

29. Кстати, ещё о дорогах. Характерный атрибут отдалённых северных городков и посёлков — бетонка вместо асфальта. Машины по ней едут с характерным ритмичным перестуком.

30. Угадаете предназначение этого здания на окраине Мезени?

По Мезенскому краю я путешествовал не исключительно своими силами. Помогла мне в организации поездки главный редактор местной газеты "Север" Марина, с которой меня связал довольно давно знакомый мне питерский предприниматель Илья Забежинский, который несколько лет был директором Мезенского лесозавода и пытался его возродить (в итоге, увы, безуспешно). Благодаря Марине я смог поездить по нескольким местным деревням вместе с приехавшей в Мезень съёмочной группой "России 24" на автотранспорте от администрации. На самом деле, это было ценно, поскольку с общественным транспортом в этих местах всё очень плохо, а автостопом ездить сложно из-за низкого трафика — впрочем, я там немного и таким способом передвигался, но, например, доехать автостопом до соседнего райцентра Лешуконское мне не удалось.

31. А мезенские деревни очень красивы. Что ни изба, то шедевр. И люди душевные. Прохожие местные жители с интересом спрашивают путешественника, откуда он приехал.

32.

33. Мезенские леса:

34. Дорогорское — одно из самых крупных сёл района.

35. Река Мезень:

36. Посмотрел и рабочий посёлок Каменку на другом берегу реки от города. Ныне глубоко депрессивный посёлок при уже не действующем лесозаводе.

37. Лесотундра:

38. По вечерам я смотрел мезенские закаты. На Севере немного другое небо, и более яркий солнечный свет, что я уже неоднократно замечал в путешествиях по приполярным и заполярным краям. Поэтому таких красивых закатов, как здесь, на более южных широтах не бывает.

39. А потом я вернулся из Мезени в Архангельск, и почти сразу поехал в Северодвинск. Глубинка и леса сменились урбанистическим пейзажем большого города.

40. В этом городе я тоже уже был в 2016 году, но посмотрел тогда только центр. В этот раз посетил и многоэтажные районы.

41.

42. Северодвинск — солидный город с серьёзной промышленностью.

43. А главное — в этот раз я посетил ту часть города, ради которой большинство туристов сюда и приезжает. А именно — остров Ягры с пляжем на открытом Белом море. Самое доступное место в районе Архангельска, где можно увидеть открытое море.

44. Здесь я тоже застал великолепный закат:

45.

В Северодвинске я ночевал, а вечером следующего дня вернулся в Архангельск и сел на обратный поезд до Питера, через сутки выйдя на перрон Ладожского вокзала.

В конце обзора путешествия — как я люблю, ещё немного фотографий вперемешку, без подписей.

46.

61.

62.

63.

Впереди — множество подробных рассказов о посещённых мной местах!