Осиповичи — Гродзянка на грузопассажирском поезде

Опубликовано 8 января 2019 года

Почти в самом центре Беларуси, на северо-западе Могилёвской области, у границы её с Минской, есть одна глухая железнодорожная ветка. Начинается она от станции Верейцы рядом с городом Осиповичи и ведёт от магистрали Минск — Гомель вглубь лесов, до посёлка Гродзянка, после которого заканчивается тупиком через несколько километров. По этой малодеятельной ветке два раза в день ходит необычный поезд: это не дизель, как обычно бывает в Беларуси на не электрифицированных ЖД, а грузопассажирский поезд — тепловоз, плацкартный вагон и несколько цистерн. Именно этот поезд и стал поводом для однодневной поездки из Минска в Могилёвскую область в августе 2018 года.

Ехали мы вдвоём с Андреем . Ранним утром встретились на вокзале в Минске и сели на скоростной "Штадлер" Минск — Гомель. Нам надо ехать до станции Осиповичи в ста километрах от Минска. За несколько минут до прибытия проезжаем без остановки станцию Верейцы, где видим ответвление на Гродзянку, куда нам и предстоит ехать.

2. Станция Осиповичи. Это уже Могилёвская область. На часах чуть больше восьми утра. Слева видна скоростная электричка, на которой мы приехали. Ну а в здание вокзала мы пошли купить билеты.

3. Вид в направлении Минска, откуда мы приехали. Девять километров в сторону Гродзянки, до станции Верейцы, мы будем ехать обратно в ту же сторону.

4. А вот и наш грузопассажирский поезд. До отправления осталось минут 15, и сейчас начнётся посадка.

На Белорусской железной дороге, в отличие от Российских и Украинских, не прижились пригородные поезда формата "тепловоз с вагоном". Исключения из этого правила — пригородный Крулевщизна — Лынтупы на западе Витебщины, где я (тоже вместе с Андреем) ездил годом ранее, а также поезд, на котором мы едем в этот раз. Но он ещё и грузопассажирский — таких и в России нигде нет (раньше были, но потом их запретили по правилам безопасности перевозок).

5. Зайдя в вагон, обнаруживаем, что он плацкартный, хотя в такого рода пригородных поездах обычно бывают сидячие вагоны (но и плацкарт иногда бывает). Пассажиров немного, и значительная их часть — железнодорожники. Нам до конечного пункта ехать полтора часа (расстояние 43 километра).

6. Трогаемся. За окном проплывает и удаляется станция Осиповичи — сюда мы сегодня ещё вернёмся. Мы ехали в конце вагона и довольно быстро обратили внимание на не очень обычный стук колёс из-за цистерн, прицепленных за нашим вагоном.

7. Первые 9 километров едем по магистральной линии Минск — Гомель (обратно в сторону Минска). Первая остановка — платформа Юбилейный.

8. А дальше — станция Верейцы с дореволюционным кирпичным вокзалом (возможно и 1879 года, когда была построена дорога). Где-то здесь же навстречу нам промчался поезд номер 100 Минск — Новоалексеевка, который раньше ходил до Симферополя, и на котором я в детстве дважды ездил в Крым, запомнив тогда по пути станцию Осиповичи.

9. После Верейцов магистраль остаётся в стороне:

10. Ну а мы едем на северо-восток, в болотно-лесную белорусскую глубинку:

11.

12. Некоторое время мы простояли в тамбуре. Жаль, что из-за цистерн сзади здесь не поснимать убегающую колею через хвостовое окошко. Но боковые окна зато более чистые.

Ветка, по которой мы едем, построена в 1911 году для вывоза леса с лесопилки в Гродзянке, основанной несколькими годами ранее князем Николаем Радзивиллом, происходившим из хорошо известного польско-литовского рода. Именно при лесопилке и вырос посёлок, куда идёт этот поезд. Расстояние по железной дороге от Верейцов до Гродзянки — 34 километра, но ветка с 1960-х годов продолжается ещё на 7 километров дальше (уже в Минскую область), где сейчас расположены битумный и асфальтобетонный заводы — поэтому здесь и ходит именно грузопассажирский с цистернами.

13. На 8-м километре ветки — остановка со странным названием Цель (рядом есть такая деревня).

14. Путейцы с дрезиной:

15. Дальше проезжаем под путепроводом трассы М5 Минск — Гомель:

16. Затем переезжаем реку Свислочь — ту же, на которой стоит Минск. У неё широкая болотистая пойма. Наверное, тут весной во время половодья красиво.

17. После реки появляется деревня Лапичи:

18. И поезд делает остановку на одноимённой станции:

19. Этот домик — скорее всего, ровесник дороги:

20. Автомобильные дороги здесь преимущественно грунтовые:

21. Платформа Осово:

22. И лес за окном:

23. Гомоновка. Платформа, маленький павильон, а кругом только лес. Деревня где-то в стороне.

24. Едем дальше. Одна из деревень по пути. Вроде, Кричевец.

25. И дальше — остановочный пункт Уборок. Это бывшая станция, где в прошлом даже был небольшой узел с 18-километровым ответвлением к станции Завишино (ныне посёлок Липень), закрытым и разобранным вскоре после войны. От "былой роскоши" в Уборке осталась, например, вот эта кирпичная постройка, тоже явно дореволюционная. Ещё есть основание водонапорной башни, но его снимок у меня совсем не вышел (но есть в отчёте Андрея).

26. Следующая остановка — Погорелое. Тут я вспомнил про станцию Негорелое под Минском. Названия из серии "Кому как повезло".

27. Последние километры перед Гродзянкой — в основном сосновый лес:

Видео:

28. Ну и наконец, после десяти утра, прибываем в Гродзянку и выходим из поезда. Кругом тишина белорусской глубинки. Проводница поезда здоровается и о чём-то разговаривает с дежурной по станции, немногочисленные пассажиры расходятся по деревне. Поезд обратно пойдёт только в пять часов вечера (но мы его дожидаться не будем и поедем в Осиповичи на автобусе), а перед этим тепловоз, после предварительной отцепки пассажирского вагона, отвезёт цистерны дальше к заводам.

29. Вокзал. Судя по всему, он деревянный, и снаружи обложен кирпичом.

30. Вид дальше в сторону тупика. После осмотра деревни мы отправимся в ту сторону пешком. Тут видны типичные атрибуты лесопильного посёлка: штабеля брёвен вдалеке, остатки коры от хлыстов.

31. И лесовозные грузовики. Это уже вид обратно — в сторону Осиповичей.

Ну и пока что на этом прервёмся. В следующий раз посмотрим саму деревню и её окрестности.