Бологое — Осташков. На поезде под паровозом

Опубликовано 3 декабря 2018 года

Паровозы, эпоха которых ушла в прошлое, прочно, тем не менее, вошли в культуру как один из символов железной дороги, да и вообще достижений человеческой мысли. А кроме того, небольшое количество паровозов по-прежнему действует, и в последние годы всё чаще используется на разных туристических ретро-маршрутах. А осень 2018 года преподнесла нам запуск и вовсе регулярного пассажирского поезда на паровозной тяге. Произшло это в Тверской области, на заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге. Разговоры о предстоящем его запуске шли больше года, но в Осташкове никак не могли сделать разворотный треугольник для паровоза. Я всё ждал, и уже думал было, что на этой идее поставили крест, как этим летом вдруг появилась новость, что с конца сентября пригородный поезд Бологое — Осташков раз в неделю (по субботам) будет ходить под паровозом. Разумеется, я сразу же решил осенью туда поехать. И осуществил это в итоге 20 октября — в четвёртый паровозный рейс.

Ехать первым рейсом, который состоялся 29 сентября, я сознательно не захотел, понимая, какой будет ажиотаж (а хочется более спокойной обстановки), потом хотел ехать вторым, но отложил ещё на две недели. Поначалу я собирался ехать один, но ближе к делу "оброс" попутчиками — нас в итоге сложилась компания из троих человек. Со мной поехал Андрей и его приятель Евгений. Правда, вместе мы только проехали этим поездом, и потом в тот же день походили по Осташкову, после чего разделились: ребята на следующий день отправились в Нилову пустынь (где я не был) и обратно в Питер, а я — на исток Волги, и дальше немного продолжил путешествие (но об этом позже). Из Бологое поезд отправляется в 9-25 утра, и добраться к нему из Питера мы решили ночным поездом Петербург — Москва. После полуночи встречаемся на Московском вокзале, садимся в плацкартный вагон (Андрей и Женя покупали билеты отдельно от меня, и позже, но вагон у нас был один), и 55-й скорый в ночь увозит нас в Тверскую область. Я купил маскимально дешёвый билет — на верхнюю полку у туалета, и без белья.

2. Ехать всего пять часов, прибытие, чуть свет, в пол седьмого, но поспать удалось. Предрассветное Бологое встречает осенним холодком — около нуля градусов. А за неделю до этого погода в Питере стояла почти летняя.

3. До нашего поезда почти три часа. Пока коротали время на вокзале, рассвело, и я пошёл на перрон. А там — хороший вид на паутину проводов и рельсов.

4. На фоне неба:

5. Бологовское утро. Слева виден пригородный поезд до станции Сонково под тепловозом ТЭП70.

6. И паровоз. Но пока ещё не тот, что повезёт нас в Осташков, а тот, который памятник.

7. Потом, пока было время до поезда, мы пошли погулять по утреннему городу, в котором я уже был летом 2013 года (когда впервые ездил по Бологое-Полоцкой дороге). На площади — ещё один паровоз-памятник, которого тогда ещё не было, и довольно необычная водонапорная башня.

8. Рядом — памятник истребителю Як-1:

9. Бывшее веерное депо:

10. Утренние бологовские улочки. В городе "между Ленинградом и Москвой" живёт чуть больше 20 тысяч человек, и городом он стал именно благодаря железной дороге, до этого будучи селом, известным с 15 века.

11. Бологое примерно такое же, каким было пять лет назад. Обаяние тихой провинции. На дворе — конец золотой осени.

12. Озеро Бологое:

13. Этой чаовенки в сквере, вроде, не было в мой первый приезд:

14. Дошли до Троицкой церкви начала XIX века и поворачиваем обратно к вокзалу.

15. Вдалеке виден Заводской микрорайон из девятиэтажных домов. В первый приезд я до него тоже не доходил.

16. Ну а мы возвращаемся на вокзал. Поезд уже ждёт нас. В голове красавец-паровоз Су-250-74, построенный в 1948 году (а сама эта модель разработана ещё в 1920-е годы). Он уже пыхтит паром, наводя на публику трепет и восторг. Пассажиров, ожидаемо, много. Люди фотографируют паровоз беспрерывно.

17. Причём не только пассажиры, но и бригада стоящего рядом электровоза:

18. Соседство эпох (кстати, электровоз ЧС2Т, который справа, — тоже уже довольно старая модель):

19. В поезде два сидячих вагона. Ретро-атмосферу создали не только паровозом, но и перекраской вагонов в старый-добрый зелёный цвет. Ещё и сделали на вагонах эмблему "БПЖД" — Бологое-Полоцкая железная дорога.

20. Напомню, что этот поезд остаётся обычным пригородным, и ездят на нём по таким же обычным билетам. Конечно, среди пассажиров (особенно в первые рейсы) очень много путешественников, но много и местных жителей, которые этим поездом ездили всегда. В остальные дни он ходит под тепловозом, но вагоны всё равно зелёные.

21. Проводницы одеты в форму 1949 года:

Садимся в вагон. Мест для всех пассажиров едва хватило. По расписанию паровоз даёт громкий гудок, и мы трогаемся, через несколько минут свернув со скоростной магистрали навстречу лесной глуши. С виду, вроде бы, и всё обычно, если смотреть изнутри. Но мысль об этом нарушают густые клубы пара за окном и характерные паровозные гудки, который не спутать ни с чем. От Бологое до Осташкова 112 километров, но поезд медленный, и преодолевает их лишь за три с половиной часа. Причём скорость такая же, как и на тепловозной тяге, время в пути на полчаса больше только из-за долгой стоянки в Куженкино.

22. Первая на пути станция — Бологое-Полоцкое, с кирпичным дореволюционным вокзалом. В 2013 году я садился в поезд именно на ней. После минутной стоянки дежурная поднимает диск, и…

23. …раздаётся гудок, и станцию окутывают "облака". Трогаемся дальше!

Подробно об истории Бологое-Полоцкой дороги я уже писал в 2013 году. Она была построена в 1902-1907 годах как стратегическая магистраль, связывающая центр и запад Российской империи. В советское время на ней было активное грузовое движение по направлению в Прибалтику и Белоруссию, но с распадом СССР её значение резко упало. Линия стала малодеятельной, а скорости пассажирских поездов оставались почти неизменными с начала XX века. Но помимо этого, на ней, в основном на участке Бологое — Осташков, сохранилось немало интересных архитектурных памятников (их мы увидим по пути). Конечно, многое было утеряно в войну, а кое-что, увы, и в наши годы, но Бологое-Полоцкая осталась такой заповедной железной дорогой, став постепенно культовым объектом в среде транспортных путешественников (разумеется, сказалась и доступность её для жителей двух столиц). Поэтому не просто так запустить паровоз решили именно здесь. И если на заповедной Кругобайкальской ЖД под паровозами ходят только экскурсионные поезда, то здесь паровой тягой оснастили обычный пассажирский поезд, сделав этот "праздник" доступнее.

24. Через сорок три минуты поезд делает остановку на полчаса на станции Куженкино. Это самая, пожалуй, интересная станция на линии по количеству сохранившихся построек. За полчаса пассажиры успевают её осмотреть. На обратном пути долгой стоянки здесь нет. Обратите внимание на количество людей. Можно ещё попробовать посчитать, сколько фототехники попало в кадр.

25. Самое главное здесь — изящный деревянный вокзал-"терем". Это типовой проект для этой линии, но полностью уцелели вокзалы этого проекта только здесь и на станции Баталино. В Куженкино его недавно специально отремонтировали.

26. Интерьер вокзала. На стенах развесили стенды про историю дороги.

27. Местами даже стилизовали антураж под времена постройки вокзала:

28.

29. Возлѣ кассы виситъ росписанiе движенiя:

30. С другой стороны — багажное отдѣленiе:

31. Такъ выглядитъ вокзалъ со стороны площади:

32. Но вернёмся от вокзала царских времён к советскому паровозу. Поезд отъезжает от перрона чуть дальше, к гидроколонке ­— для заправки паровоза водой (так что долгая стоянка имеет и техническую необходимость).

33.

34. Красота! Любоваться паровозом можно долго.

35.

36.

37. Посёлок Куженкино с железной дороги выглядит так. Со стороны вокзала частный сектор, а по другую сторону — пятиэтажки, бывший военный городок.

38. Ещё одна достопримечательность станции — водонапорная башня тоже времён постройки дороги. Таких сохранилось побольше.

39. Ну а мы едем дальше! До Осташкова ещё почти три часа. Поезд едет по русской лесной глуши. Я большую часть времени стоял в хвостовом тамбуре, глядя на убегающие вдаль рельсы. Вспоминал, как пять лет назад был здесь впервые. Тогда была середина лета. А в прошлом году ездил здесь зимой в сильный мороз. А сейчас глубокая осень. За поездом тянутся облака пара, а паровозный гудок так пронизывает лесную тишину, что его здесь, наверное, километров за пятнадцать слышно. Интересно, наверное, было бы оказаться в лесу и услышать его издалека.

40. Бывший разъезд Шлина. Здание, опять-таки, времён постройки дороги. Из поезда вышел только дед в резиновых сапогах и со старым рюкзаком, и побрёл вдоль насыпи в деревню.

41.

42. Станция Баталино. Тут сохранился вокзал-близнец куженкинского.

43. И даже деревянный туалет. Да, и это умели красиво строить.

44. Водонапорка:

45. И путейская казарма. Таких вдоль всей дороги сохранилось много, и многие из них до сих пор жилые. Вот из этих деталей и складывается облик заповедной дороги.

46. Но основную часть времени за окном тянутся густые леса:

47. И болота:

48. Станция Фирово в одноимённом райцентре. Внимание людей приковано к нашему поезду. Люди (особенно дети) машут руками, фотографируют на телефоны.

Ожидаемо по пути часто встречались и фотографы, которые специально приехали, чтобы поснимать наш поезд (потом эти снимки можно увидеть на ресурсах вроде "Паровоз.com" и "Trainpix"). А когда я пошёл в головной тамбур возле паровоза, где сильно пахло углём, там случайно развиртуализировался с .

49.

50. Ещё старый домик:

51.

52. Бывшая станция Чёрный Дор. Старый вокзал тоже сохранился, но ему не повезло: с 2001 года он закрыт и заброшен. Зато в серый его покрасить всё равно умудрились.

53. Водонапорка тоже заброшена, к сожалению:

От Чёрного Дора до Осташкова 21 километр, которые поезд проезжает за полчаса. Я вернулся из тамбура в вагон, где сидели Андрей и Женя (в тамбуре больше всего времени провёл именно я). Оставшиеся полчаса пути мы смотрели в окно на пейзажи, беседуя на разные темы. А вскоре за окном показались воды озера Селигер, и поезд, описав дугу, приехал в Осташков. Наша поездка завершена!

54. Ещё раз полюбуемся на паровоз. Между прочим, Бологое-Полоцкая дорога стала одной из последних в СССР, где прекратилось регулярное паровозное движение. Поезда ходили здесь под паровозами вплоть до 1976 года. Так что среди нынешних пассажиров этого поезда из числа местных жителей вполне немало тех, кто помнит здесь паровозы. Ну а последним заповедником паровозной тяги в стране стала карельская ветка Лодейное Поле — Янисъярви, где их движение прекратилось ещё на 10 лет позже — в 1986 году.

55. Вид на юго-запад — в сторону Великих Лук. Паровоз отцепился и поехал туда разворачиваться, чтобы через два часа вести поезд обратно в Бологое. В Луки, в свою очередь, пойдёт другой поезд, который отправится через час (на него можно пересесть и ехать дальше).

Народ постепенно разошёлся, ну а мы решили через два часа вернуться на вокзал с целью заснять обратное отправление. Пока что мы идём в город и заселяемся в гостиницы (ночевали мы уже по отдельности).

56. В три часа дня поезд пошёл обратно. Протяжный гудок, клубы пара, и "чух-чух-чух".

57. Кстати, ещё одна фактурная деталь Бологое-Полоцкой — ручные стрелки с флюгарками, которые горят в тёмное время суток.

Ну и наконец, видеоролик, собранный из разных фрагментов. Знаю, что многие пренебрегают просмотром видео, встроенных в фотоотчёты, но здесь, на правах автора, рекомендую всё же посмотреть 🙂 В фрагментах, снятых из окна поезда, иногда слышны паровозные гудки.

И ещё. Рекомендую на досуге вот этот документальный фильм про Бологое-Полоцкую, снятый в 1997 году. Между прочим, уже тогда в нём звучит мысль, что по этой линии стоит пустить паровозы. Там очень хорошо передана атмосфера этой дороги, мест, которые её окружают, и того времени. Последнее, кстати, вызывает у меня ностальгию по детству: моё раннее детство пришлось именно на те годы, когда от ежегодных поездок между Петербургом и Минском зародилась моя любовь к железной дороге и путешествиям.

В общем, вот такой необычный железнодорожный маршрут. Приехав в Осташков, мы оставшийся день до наступления темноты ходили по городу. Я в нём был, опять же, в июле 2013 года, а теперь освежил впечатления. Следующий рассказ будет об этом городе.

Добавить комментарий