Бежаницкая возвышенность. Сущёво — Кудеверь — гора Лобно

Опубликовано 15 августа 2018 года

При взгляде на карту Псковской области меня давно манили глуховатые места в её центральной части. Леса, маленькие деревушки, а кроме того — созданные ледником холмы, называемые Бежаницкой возвышенностью, и лежащие среди них озёра причудливых форм, с не менее причудливыми названиями вроде Алё и Лобно. Изучение карты и сопоставление её с расписаниями транспорта родило в моей голове идею для пешего маршрута — от села Кудеверь до города Новоржева, по просёлочной дороге через деревни, с заходом на расположенную рядом гору Лобно — вторую по высоте точку Псковщины. Общая протяжённость маршрута — 45 километров. Значит, достаточно одной ночёвки. И в конце июня этого года я наконец-то собрался осуществить эту давнюю идею.

2. Село Кудеверь — начальная точка похода, расположена в недрах Бежаницкого района, и заброска туда стала первым этапом путешествия. Начинаем, как водится, с Витебского вокзала. У перрона стоит давно знакомый мне пассажирский поезд Санкт-Петербург — Великие Луки. Ночью до станции Сущёво ехать мне совсем недолго — чуть меньше семи часов. На верхней полке плацкарта.

3. Конец июня, ночи светлые. Да и из-за духоты в вагоне поспать нормально не удалось. Прибытие очень раннее: на небольшой станции Сущёво поезд остановился уже в 5-10 утра. Вышла немаленькая такая толпа народу.

4. Типовой вокзал послевоенной постройки. Здесь — знакомая мне с детства по поездкам между Питером и Минском историческая Петербургско-Витебская железная дорога, построенная в первые годы 20 столетия. И станцию Сущёво, как и другие, я в детстве много раз видел ночью из окна поезда.

5. Водонапорная башня примерно того же времени. Из дореволюционных построек сохранилось несколько деревянных казарм, но их я посмотрел уже когда уезжал обратно.

6. Раннее утро на маленькой станции в провинции после ночи пути — одно из моих любимых ощущений в путешествиях, даже если ночью почти не поспал. Виден хвост поезда, который после двух минут стоянки ушёл дальше в Великие Луки. Восходит солнце, опускается утренний туман, а за ним и роса. Людей на станции становится всё меньше, а из посёлка раздаются крики петухов. Пока ещё прохладно.

Станция Сущёво находится в райцентре Бежаницы (по которому и названа возвышенность), но на самой его окраине. Сам этот посёлок я посмотрю уже на обратном пути (назад в Питер я поеду с этой же станции, и этим же поездом), а пока мне надо дождаться автобуса в Кудеверь.

7. Весьма скромный интерьер вокзала. Навевает какую-то ностальгию по детству. Хоть и в те годы я эти места лишь мимо проезжал на поезде, но, видимо, ассоциация детского опыта железнодорожных поездок с этими местами прочно засела в подсознании.

8. На стенде — расписание поездов (краешек его виден справа), а вместе с ним и автобусов (которое и есть в кадре). Хоть и в Бежаницах есть автостанция, но, повторюсь, вокзал на окраине, в четырёх километрах от центра посёлка (фактически, здесь отдельный посёлок, лишь официально входящий в состав Бежаниц), и поэтому несколько автобусов заходит сюда, и зачастую местные жители их используют для поездок между вокзалом и посёлком. В нижней строчке — мой автобус. Отправляется он через полчаса после поезда, и, видимо, специально к нему подведён.

Пока я устроил лёгкий перекус в зале ожидания, за окном уже показался маленький ПАЗик. До Кудевери — 48 километров, или час пути. Автобус проезжает через весь посёлок, делая остановку на автостанции. Мне хочется дремать, но сон прерывает утренний холодок через открытую дверь во время стоянки. Потом автобус сворачивает на юго-запад, уезжая всё больше вглубь России. Грунтовая дорога идёт по извилистому коридору среди леса, иногда мелькают деревни и озёра, и всё чаще в пейзаже вырастают холмы. Скорость небольшая, и пахнет бензином. Сонный пазик напряжённо гудит мотором, поднимаясь на возвышенность. Ну а потом и Кудеверь, в которой вышла основная часть пассажиров. Автобус поехал дальше в деревню Бардово, до которой ещё 13 километров (это и есть его конечный пункт, хотя в расписании на вокзале почему-то указана Кудеверь).

9. Итак, Кудеверь. Мелодичное название (ударение на первый слог, кстати), да и село довольно живописное. Оно относительно крупное, по местным меркам (порядка четырёхсот жителей), но подробно я его не смотрел, так как хотелось быстрее начать поход.

Это при том, что в Кудеверь я мог бы вообще не ехать. Нужная мне дорога на север, в Новоржев, начинается в деревушке Андро-Холмы, что на 5 километров ближе к Бежаницам, и я мог бы слезть с автобуса уже там. Но Кудеверь хотелось посетить как местный сельский центр цивилизации. Ну и название красивое, да.

10. Я прошёл только по центральной улице села — Пушкинской (не забываем, что для этих мест Александр Сергеевич не только великий русский поэт, но ещё и почти земляк, и не исключено, что он даже в самой Кудевери бывал). Это часть автодороги, соединяющей Бежаницы с Опочецким районом, и в селе она даже заасфальтирована.

11. Через село протекает речка Алоль. Между прочим, это приток Великой, на которой стоит Псков. На юго-западе области, на трассе Петербург — Киев, есть даже деревня Алоль.

Название Кудеверь, как и многие в этих местах, имеет финно-угорское происхождение. Село старинное — известно с XVI века, а когда-то и места на Бежаницкой возвышенности называли Кудеверщиной. В Российской империи тут был Новоржевский уезд Псковской губернии, а в советское время Кудеверь даже успела побыть районным центром — до 1958 года.

12. Сельский домик с очень типичной для востока Псковской области формой крыши. Такие встретятся мне на пути ещё много раз.

13. Ещё одна типичная для Псковщины особенность ­— вот такие хозяйственные постройки из валунной кладки. Таких здесь много.

14. Это, вроде, какая-то база отдыха. Рядом даже висела вывеска с номерами телефонов.

15.

16. Итак, бегло посмотрев Кудеверь, я выхожу пешком из села в северо-восточном направлении. Первые пять километров я просто иду обратно там, где уже ехал на автобусе.

Моя первая цель — гора Лобно, до которой 14 километров. Потом нужно будет пройти ещё километров десять и заночевать, а на следующий день дойти до Новоржева к полудню. Впрочем, можно не торопиться — впереди целый день, а ещё только семь утра.

17. Вокруг лес, под ногами накатанная грунтовка. Иногда мимо проезжают машины.

18. Перехожу ещё раз речку Алоль, а потом вижу у обочины родник, ставший с недавних пор святым источником. Пополняю немного запасы питьевой воды.

19. Ну а вот и развилка. Направо — дорога в Бежаницы, откуда я приехал, а налево — в Новоржев, куда сейчас иду.

20. Развилка запомнилась мне вот этой ветвистой сосной на пригорке:

21. И здесь же — деревушка со странным названием Андро-Холмы. Буквально несколько домиков.

22.

23. Пара минут, и деревня позади. Избушки укрыты тенью могучих деревьев. Между прочим, красивые вековые деревья встретятся мне на пути ещё во многих местах.

24. Въездной указатель не совсем соответствует официальному названию деревни. Написано через точку.

25. А вот по этой дороге, через многочисленные деревеньки, и буду я идти весь сегодняшний день и утро завтрашнего, до самого Новоржева. С отклонением от дороги к горе Лобно.

26. Здесь тишина и спокойствие. Кругом природа, зелень. Солнце поднимается всё выше, и уже потихоньку становится жарковато. Снимаю кофту и убираю в рюкзак.

27. Уже через полтора километра после Холмов на дороге снова показываются домики. Это — деревня Зубково.

28. Она чуть побольше. Многие дома здесь явно принадлежат дачникам из Пскова и Петербурга (на дороге мне частенько встречались машины с питерскими номерами). Это относится почти ко всем деревням, которые ещё будут у меня на пути. В некоторых из них официально постоянных жителей осталось по пальцам одной руки, но при этом нет заброшенных домов.

29. Старый ветхий домик у дороги, под мощным раскидистым дубом. Смотрится красиво, и такого в местных деревнях много.

У Псковской области местами вообще очень архаичный облик. Такая аутентичная русская глубинка. Историческая трагичность этого края в том, что он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, да так до конца от неё и не оправился. Интересно, что пик численности населения Псковщины был в 1930-е годы. В советское время этот регион сильно не развивался, и теперь остаётся одним из самых бедных в России.

30. Да, настоящая глубокая Россия. Где-то за этим домиком на лугу паслись коровы.

31. Водонапорка с аистом. Прямо как в Беларуси. До которой тут, впрочем, совсем недалеко. Да и вообще природа тут уже отличается от Ленинградской области, и сильнее похожа как раз на белорусскую. Заметно больше лиственных деревьев.

32. Интересная постройка. Я сначала даже подумал, что это может быть ледник, но дымовая труба намекает на то, что всё-таки баня. Просто сильно вросшая в землю.

33. Миновав Зубково, я сделал первый привал с приёмом пищи, в поставленной кем-то беседке у дороги. А потом бодрым шагом пошёл дальше на север.

34. А это пустошь, где когда-то была деревня, но сгорела в войну. Таких ран, нанесённых войной, на Псковщине много.

35. Вскоре Бежаницкий район сменяется Новоржевским. Хотя до самого Новоржева ещё далеко (если пешком, конечно).

36. За деревьями виднеется верховое болото:

37. Затем я дошёл до деревни Плавно. На часах, кстати, было только 10 утра. Я иду быстрее, чем предполагал.

В Плавно, кроме нескольких человек постоянного населения, опять же, немало дачников. Где-то даже музыка играла. Дачники, в основном, на своих машинах, а вот с автобусами здесь всё плохо. Если в Кудеверь из Бежаниц автобус почти ежедневный, то в Плавно из Новоржева — даже не каждую неделю.

38.

39. Деревня живописно стоит на берегу озера Алё. Озеро довольно большое, и замысловатой формы. На Псковщине оно популярно как место отдыха и рыбалки. А вот происхождение чудноватого названия точно неизвестно.

40.

41. К западу от Плавно находится озеро Лобно, одноимённое горе, на которую я иду. Кстати, кроме Плавно и Лобно, ещё и в озере Алё есть острова Гнильно и Стебно. Это почти как "Чудище обло, огромно, озорно…".

42. Гора Лобно уже видна за озером.

А шёл я к ней довольно эпично. Дело в том, что дорога к деревне Власково, стоящей у горы, идёт не напрямик, а крюком в четыре километра, которого мне хотелось избежать. И глядя на карту, я узрел просеку, ведущую во Власково напрямую, и решил попробовать пойти по ней. Между прочим, я уже не первый раз ошибся на том, что просека — вовсе не синоним к слову "дорога" или "тропинка".

43. В общем-то да, там действительно была обычная просека с низковольтной ЛЭП. По ней шла сначала тропинка, потом просто песок и трава. Вроде, идти можно.

Но примерно через километр трава становилась всё гуще, заросли всё выше, и под конец уже едва не достигали моего роста. К этому добавлялся рельеф с одним довольно крутым подъёмом, а апофеозом стал переход ручья. Он был совсем узкий, и его можно было перешагнуть, но одну ногу я всё равно намочил. И это с тяжёлым рюкзаком и при уже довольно жаркой погоде. Сэкономил я примерно полтора километра, но оно того не стоило — сил пришлось потратить явно больше. После этого трэша я несказанно радовался, увидев деревенские дома, а затем и выйдя на дорогу, которая внезапно оказалась асфальтированной. Смог-таки пролезть по этой просеке, но повторять никому не советую. Гораздо лучше по дороге, пусть и чуть дольше.

44. Власково:

45. Ещё один распространённый на Псковщине тип избы — "уменьшенный пятистенок".

46. И внезапно, герб СССР у кого-то на сарае:

Власково стоит у склона горы Лобно, но из деревни она выглядит не очень интересно, и я даже не заснял. Судя по фотографиям, она красивее смотрится с западной стороны, где больше перепад высоты, но я туда не ходил. Дорога на гору Лобно уходит из деревни в лес.

47. Поднимаюсь. Абсолютная высота горы Лобно — 328 метров над уровнем моря, но здесь над окружающей местностью она возвышается метров на сто. Подъём длится минут 10-12.

48. Дорога наверх по-своему живописна. Цветёт иван-чай.

49. Внизу за опушкой леса видна деревня Наумково:

50. И вот, наконец, расстилаются просторы.

51. И я оказываюсь на вершине, которую увенчивает крест. Вокруг травы, в них стрекочут кузнечики, по небу куда-то бегут облака. И печёт солнце. Вот такой я увидел гору Лобно.

Времени у меня полно. Ещё и полудня нет, а я уже до горы Лобно успел дойти. При этом уже прилично устал, а потому решил устроить на горе длительный привал с отдыхом на несколько часов. Расстелив на траве коврик, а опираясь головой на рюкзак, я даже дремал. Благо, что комаров почти не было (как ни странно).

52. И в итоге я провёл здесь больше трёх часов. Подолгу любуясь пейзажем. Напомню, что гора Лобно — вторая по высоте точка Псковской области, и насчитывает 328 метров над уровнем моря.

53. Ну а самая высокая точка области находится здесь же, напротив. Вот она — гора Липницкая, которая выше Лобно на 11 метров (339 над уровнем моря).

Почему я пошёл не на неё, а на Лобно? На самом деле, не потому что до неё идти дальше. А просто потому что её вершина покрыта лесом, и с неё ничего не видно. Раньше там стояла деревянная триангуляционная вышка, но лет 10-15 назад она развалилась от ветхости.

54. А на Лобно — луг. И отличные виды на окрестные просторы.

55.

56. Кроме того, гора Лобно — место историческое. Вон за деревьями видны кирпичные руины.

57. Это погост Лобно и руины Успенской церкви (поэтому и крест на горе поставили). Погост известен с XVII века, а эта церковь была построена в 1826 году. К сожалению, я не нашёл старых фотографий её в действующем виде. Что интересно, населённого пункта на горе не было. Это был приходской храм для окрестных деревень.

58.

59. В алтаре — недавно принесённые иконы и кресты. Как удалось узнать, в прошлом году в этой церкви даже один раз служили.

60. Валуны от бывшей церковной ограды:

61. И вековые деревья над ними:

62. К церкви примыкает кладбище. Причём некоторые могилы совсем недавние.

И хоть и здесь руины и запустение, да ещё и кладбище рядом, но место это показалось мне каким-то очень светлым и умиротворяющим.

63. Вдали внизу лежит зеркало озера Алё, и виднеются домики в Плавно, откуда я пришёл.

64. А вокруг — леса, и множество других холмов. Глубокая Псковщина…

65. Разнотравие:

66. Деревня Харитоново с южной стороны от горы:

67. А это, вроде, деревня Шнитово (уже нежилая). Видна водонапорка с аистами. Это максимальным зумом снято.

68. Озеро Лобно с какой-то постройкой на другом берегу:

Отдохнув на горе Лобно, я покинул её неспешным шагом только около трёх часов дня, отправившись дальше на север. Так что — продолжение следует!

Добавить комментарий